Как и год назад, нам интересно узнать, чего ждут ИТ-директора от наступающего года в плане развития ключевых стратегических технологий и возможности их использования в России. Станет ли 2011-й продолжением двух последних лет, которые, по мнению издания CIO Insight, были наихудшим периодом для современной экономики? Следствием тяжелой экономической ситуации стало сокращение ИТ-бюджетов предприятий, что, в свою очередь, вынуждало ИТ-руководителей заниматься главным образом решением одной главной задачи — оптимизацией применения ИТ, отодвигая проекты по внедрению передовых технологий на отдаленную перспективу. А какова сейчас ситуация в данной области? Чтобы ответить на этот вопрос, редакция PC Week/RE обратилась к ИТ-директорам ряда российских компаний с просьбой поделиться своей оценкой года минувшего и дать прогноз на ближайшее будущее. Но для начала было бы любопытно узнать, как обстоят дела в данной сфере на Западе.
Мировые тенденции
Согласно опросу, проведенному Национальной ассоциацией государственных CIO (National Association of State Chief Information Officers, NASCIO) среди руководителей, которые отвечают за использование ИТ на уровне каждого из 50 штатов США, а также в других административных единицах и округе Колумбия, 2011 год станет поворотным с точки зрения финансирования. И в этом вопросе они солидарны со своими коллегами из частного сектора. Однако, несмотря на такую оптимистичную оценку, государственные CIO будут по-прежнему уделять наибольшее внимание тем решениям, которые позволяют сократить ежедневные операционные расходы при условии полного удовлетворения потребностей граждан и внутренних организационных нужд, а также законодательных норм. “Очевидно, что приоритеты на 2011-й являются зеркальным отражением современных проблем, с которыми сталкиваются государственные учреждения, — считает президент NASCIO и главный технический директор (CTO) штата Западная Вирджиния Кайл Шафер (Kyle Schafer). — Государственные CIO со всей страны сотрудничают по вопросам выработки инновационных стратегий, методологии и реализации технологических решений. Консолидация, оптимизация, ИТ-бюджет, контроль за ИТ-затратами и совместные услуги — всё это сфокусировано на повышении эффективности, увеличении отдачи от ИТ-инвестиций и роста масштаба”.
Опрос NASCIO выявил десять главных приоритетов государственных CIO в области ИТ-стратегии, процессов управления и ИТ-решений на 2011 г.
1. Консолидация и оптимизация ИТ-инфраструктуры
Государственные CIO стремятся снижать ИТ-затраты и повышать эффективность использования ИТ путем централизации инфраструктуры и создания дата-центров.
2. Контроль за ИТ-бюджетом и ИТ-расходами
Государственные CIO ищут новые стратегии, которые позволят снижать затраты на ИТ, используя исчисление себестоимости по объему хозяйственной деятельности и другие методы.
3. Здравоохранение
Американский закон о реформе здравоохранения PPACA (Patient Protection and Affordable Care Act) и другие инициативы в области здравоохранения инициировали потребность в усовершенствовании обмена информацией о состоянии здоровья граждан, создании медицинских информационных систем и перестройке существующих ИТ-инфраструктур медицинских учреждений.
4. Облачные вычисления
Государственные CIO рассматривают облачные вычисления в качестве стратегии предоставления услуг. Их интересует, в какой степени облачные модели смогут удовлетворить их требования и насколько они обеспечат необходимый уровень безопасности и конфиденциальности данных, а также прав собственности на них.
5. Совместно предоставляемые услуги
Данный подход предполагает наличие совместно используемых ИТ-инфраструктур и ресурсов, которые дополняют ИТ-услуги.
6. Управление данными
Повышение требований к предоставлению отчетности заставляет уделять больше внимания вопросам управления данными.
7. Безопасность
Всегда признавая важность решения вопросов безопасности, сегодня государственные CIO заинтересованы в оценке рисков, чтобы противостоять как внутренним угрозам, так и угрозам со стороны внешних компаний, что неизбежно является следствием расширения аутсорсинга.
8. Широкополосные сети и связь
Телемедицина и потребность в безопасных беспроводных сетях способствуют росту интереса к улучшению возможностей для коммуникаций.
9. Модернизация устаревшего программного обеспечения
В целях общего улучшения бизнес-процессов устаревшие платформы и приложения должны быть усовершенствованы либо путем полной замены, либо путем обновления.
10. Управление данными и информацией
Использование аналитических систем превратит государственные учреждения в бизнес, который способен управлять знаниями.
Ожидания российских ИТ-директоров
Как показал наш опрос, большая часть отечественных ИТ-руководителей главным технологическим трендом на 2011 г., как и на ближайшие два-три года, называют облачные вычисления. И в этом они очень похожи на своих зарубежных коллег. Так, по мнению директора департамента информационных технологий “ДжиИ Мани Банка” Марка Залана, данная технология будет продолжать развиваться, поскольку она решает актуальные задачи для бизнеса, хотя ее востребованность проявится более ярко, когда мощности, установленные до кризиса, окажутся недостаточными.
Распространение облачных вычислений будет также более широким, если интеграторы смогут предложить вменяемые решения, которых пока на рынке нет, считает руководитель проекта внедрения Oracle в компании ТВОЕ Ольга Щепунова. В ближайшие два-три года облачные вычисления, по ее мнению, может быть, все-таки выйдут на коммерческий уровень, а не останутся лишь уделом избранных
“Мы уже используем облачные вычисления в части виртуализации приложений и железа. Планируем и далее интересоваться рынком, поэтому очень ждем развития этих услуг от вендоров, с некоторыми прорабатываем возможности”, — продолжил эту мысль директор департамента ИТ группы компаний “ДИКСИ” Алексей Викторов.
“Я с нетерпением жду качественного развития облачных технологий, — добавил ИТ-директор группы компаний “Видео Интернешнл” Алексей Свирский. — Внедрение этих сервисов поможет значительно сократить издержки, а также снять с ИТ-руководителей головную боль, связанную с поддержкой, масштабированием, производительностью и т. д., что позволит им сконцентрироваться на важных для их организаций задачах”.
Среди других наиболее ожидаемых технологических трендов российские ИТ-директора называют продолжение увеличения интереса к мобильным приложениям, в частности к доступу с коммуникаторов и всевозможных iPad-ов к корпоративной информации, а также продолжение роста популярности видеоконференций как инструмента корпоративного общения с удаленными командами и подразделениями.
Вместе с развитием мобильных технологий ожидается расширение комплекса услуг в электронном виде. По мнению экс-директора центра продаж и обслуживания корпоративных клиентов компании “Уралсвязьинформ” Виктора Насобина, больший импульс следует ожидать в электронной торговле и, как следствие, развитие веб-приложений. Кроме того, продолжится стабильный рост в области систем управления контентом (документооборотом как одним из направлений), возрастание интереса к CRM-системам, интеграции социальных сетей и корпоративных приложений.
Предполагается также, что реальный российский бизнес вплотную приблизится к возможности извлекать выгоду из существования социальных сетей. “Надеюсь, что появятся доступные по цене предложения по анализу потребительских предпочтений на основе той массы информации, которая загружена в социальные сети. На мой взгляд, это колоссальный ресурс для изучения рынка и прогнозирования”, — убежден финансовый директор компании “ЮниТайл” Алексей Новиков.
Из специализированных направлений развития технологий можно выделить контекстно-чувствительные системы. Как считает Алексей Свирский, представляющий компанию, которая работает на медиарекламном рынке, в стратегической перспективе развитие подобных технологий переведет взаимодействие рекламодателей и потребителей на качественно новый уровень, когда реклама станет максимально релевантной и своевременной. “Одновременное использование технологий распознавания образов обеспечит синергию и позволит максимально приблизиться к сюжету, описанному в фильме “Особое мнение”, когда герой Тома Круза входит в магазин, система его идентифицирует и сканирует и предлагает ему купить сумку, идеально подходящую к ботинкам, которые он купил вчера”, — сказал он.
Вообще же, говоря о стратегическом развитии технологий на ближайшие два-три года, большинство российских ИТ-руководителей помимо облачных технологий выделяют широкое использование технологий виртуализации, продолжение роста интереса к системам бизнес-аналитики и автоматизации бизнес-процессов.
“Основными трендами будет всё, что позволит бизнесу реального сектора повышать эффективность и экономить ресурсы, а также получать доступ к огромным запасам информации, хранящейся в Интернете”, — пояснил Алексей Новиков.
“Безусловными лидерами в ближайшем будущем станут, — добавляет Виктор Насобин, — сервисно-ориентированные технологии и архитектура, постепенный уход от привычных офисных компьютерных систем и приложений к веб-ориентированным технологиям”.
С точки же зрения Марка Залана, который ожидает, что в ближайшие три-пять лет должно будет произойти несколько качественныx прорывов в технологических областях, такими лидерами станут поиск и структурирование информации, машинное обучение (machine learning) и, как результат, более четкое таргетирование покупателей и клиентов на коммерческие предложения, появление в повседневной жизни планшетных устройств.
И наконец, Ольга Щепунова относит к числу важных трендов развитие технологий для частных лиц, а не для корпораций: в частности, это всевозможные контенты, игры, социальные сети, средства обмена информацией (типа Skype) и пр. Также возможно, по ее мнению, повторное возникновение интереса к аренде приложений, правда в том случае, если собственники и владельцы компаний преодолеют боязнь утраты или утечки информации.
Таким образом, как можно видеть, российские ИТ-руководители ожидают многого как от наступившего 2011 г., так и от последующих лет и в соответствии с этим строят планы развития своих компаний, тогда как год назад их деятельность в основном была связана с обеспечением конкурентоспособности бизнеса в условиях сократившихся ИТ-бюджетов.
По словам Виктора Насобина, наиболее востребованными в 2010 г. оказались технологии, связанные с оптимизацией затрат на содержание бизнеса, а также так или иначе связанные с электронным правительством. То есть это прежде всего приложения, связанные с ERP-системами, автоматизацией бизнес-процессов и управлением контентом. Возрос также интерес к системам информационной безопасности и предоставлению услуг для населения в электронном виде.
“Мною как потребителем ИТ-сервисов в прошедшем году были востребованы сервисы, позволяющие в сложное время снижения объемов продаж повышать эффективность работы, а именно все сервисы и продукты, позволяющие продвигать товар с меньшими затратами и экономить там, где ранее об этом не задумывались, — рассказал Алексей Новиков. — В частности, это CRM- и ERP-системы с возможностью глубокого анализа затрат и системы связи (типа Skype), позволяющие сэкономить на коммуникациях”.
А вот у Марка Залана нет ощущения наличия каких-то прорывных востребованных технологий в 2010 г.: “Я считаю, что рынок восстанавливался, и люди начинали думать о том, чтобы вернуться к замороженным проектам и инвестициям в ближайшем будущем, но о каких-то больших технологических прорываx с точки зрения решений или технологий я не слышал. Начало восстановления совпало с моими ожиданиями, однако скорость восстановления оказалась неожиданно высокой”.
О переходе к этапу восстановления говорит и Ольга Щепунова, которая считает 2010-й годом выхода из кризиса, размораживания ИТ-бюджетов и их освоения в тех проектах, которые были заморожены в 2008-2009 гг.
А нам остается дождаться наступления следующего, 2012 года и посмотреть, в какой степени сбудутся предсказания, сделанные сегодня.