Интернет-планшеты стали хитом январского International Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе — в очередной раз, как и в случае с iPhone, компания Apple сделала определенный сегмент рынка весьма привлекательным для разработчиков со всего мира. И это при том, что интернет-планшеты были известны задолго до премьеры iPad . Просто ни у кого не получалось представить их так, чтобы миллионы потребителей со всего мира настолько впечатлились увиденным, что были бы готовы купить это устройство, пусть даже не самое совершенное в техническом плане.
Если собрать воедино разрозненные данные обо всех анонсах, то на CES было показано около 35 разных моделей интернет-планшетов — ситуация, когда на рынке были доступны только “iPad, Galaxy Tab и какие-то китайцы”, закончилась. В гонку включились такие крупные компании, как Acer (с моделью Iconia Tab A500), Asus (EeePad MeMo, EeePad Transformer, Eee Slate EP121, EeePad Slider), Dell (Streak 10, Streak 7), Lenovo (LePad, Slate), Motorola (Xoom), Panasonic (Viera Tablet), Samsung (Galaxy Tab WiFi version, Sliding PC 7). Самое интересное, что большинство из их продукции выпускается под управлением OC Android версий 2.1 — 3.0. Только отдельные модели отличались наличием Windows 7 (у этой ОС среди новинок твердое второе место) или Linux (встречается совсем уж фрагментарно), а также QNX (это только BlackBerry PlayBook).
До трети подобных устройств будет выпущено на рынок в I квартале 2011 г., но цены на интернет-планшеты совсем непонятны. Во-первых, на развитых рынках эти изделия будут реализовываться исключительно с контрактами операторов связи, поэтому при стоимости около 800—1000 долл. их цена для пользователя будет начинаться с 300—400 долл. А остальное — равномерными платежами, скрытыми в стоимости абонентского обслуживания у компании мобильной связи. Во-вторых, в России стоимость любых компьютерных устройств магическим образом повышается “на ровном месте” при пересечении государственной границы.
Если проанализировать системные данные подобных устройств, можно отметить, что их функциональность находится на уровне нетбуков — все-таки от планшетов большинство пользователей ждет основных функций мобильного ПК, а не производительности рабочей станции с многоядерным процессором. Причем основной успех ждет модели с большой емкостью автономной работы и оптимизированной ОС, которая будет грамотно работать с процессором. Основываясь на обобщенной информации о новинках интернет-планшетов, попробуем построить усредненный портрет интернет-планшета самого ближайшего будущего. Процессор — Tegra 2 или ARM Cortex A8 (для версий под управлением Android), а также Intel Oak Trail или Atom (для Windows 7). Рабочая частота — около 1 ГГц, оперативная память — 1 Гб. Дисплей — чаще всего 10—10,1 дюйма (хотя на рынке встречаются варианты от 7 до 12 дюймов) с разрешением от 800х480 точек, обязательно сенсорный с минимальным количеством кнопок. Из 35 моделей меньше пяти оснащены клавиатурами для ввода информации (к примеру, Eee Slate) — следовательно, такой форм-фактор не популярен. Кроме того, обычно это монорешение — два семидюймовых резисторных сенсорных экрана, соединенных по принципу “книжки” есть только у NEC Cloud communicator LT-W, двойной 14-дюймовый дисплей — у модели Kno. Очень вероятно, что новые модели интернет-планшетов будут поставляться с различными док-станциями, которые могут давать возможность их использования с внешними клавиатурами и периферийными устройствами (вместо монитора — подставка для самого интернет-планшета с портами ввода-вывода): это идея “аля Atrix 4G”, которая только пробивается на рынке смартфонов.
Из беспроводных интерфейсов передачи информации в подавляющем числе случаем представлен встроенный модем для 3G/4G-сетей (у многих прогнозируется поддержка LTE), а также Bluetooth (обычно — версии 3.0) и Wi-Fi с поддержкой не только 802.11g, но и n — у владельцев такой техники просто нет шансов остаться без связи. Вместе с тем — никаких проводных интерфейсов типа RJ-45: для такой техники они просто не нужны. А вот порт USB (а то и два), слоты для карт microSD и SIM-карты присутствуют обязательно, а модуль GPS — пока опционально. Масса — явно меньше килограмма, время работы в автономном режиме с подключением к беспроводным сетям — от 8 ч.
Большинство представленных на рынке интернет-планшетов позиционируются как устройства для потребления контента, поэтому при реализации через операторов связи они оснащаются доступом к магазинам по продаже ПО (например, к Android Market). Кроме того, у операторов связи остаются большие возможности для “залочки” таких решений и их оснащения ПО для работы со своими сервисами и социальными сетями. Скорее всего, в качестве “ПО по умолчанию” кроме стандартного набора плееров для проигрывания музыки и видеофильмов, а также чтения электронных книг в защищенных форматах пользователей ждут одна-две программы для VoIP с возможностью видеосвязи (часто фронтальная камера на интернет-планшетах присутствует), программы для IM-сообщений, клиенты для twitter/facebook, а также каталог фотохостингов и видеосерверов. Все это позволяет оператору связи существенно увеличить отдачу от “индекса инноваций”, который занимает в ARPU абонентов все больше и больше места.
Стоит отметить, что интернет-планшеты — это дополнительное, подчиненное устройство по отношению, напримеру, к нетбуку или стационарной рабочей станции. Причем только два производителя позиционируют свои устройства исключительно для корпоративных пользователей: это Cisco (модель Cius) и RIM (BlackBerry PlayBook), чьи модели заточены для работы с электронной почтой и ВКС. Остальные модели ориентируются в основном на рынок частных клиентов. Хотя отдельные производители пытаются охватить и специфические рынки с минимальной конкуренцией — логистические компании, гостиничный и игровой бизнес, транспортные компании, рестораны.