Отрасли САПР исполнилось пятьдесят лет, так что молодость уже позади. Но тем не менее активное развитие продолжается с точки зрения и технологий, и бизнес-моделей. Не стал исключением и 2010 год.
Сейчас cамый важный вопрос — восстанавливается ли мировая экономика от кризиса? От этого зависит состояние ИТ-отрасли в целом и рынка САПР/PLM в частности. Судя по мнению аналитиков и опросам специалистов, мир постепенно приходит в себя. Возрождение происходит и в отрасли САПР/PLM. По оценке Jon Peddie Research, в 2009-м мировой рынок САПР сократился на 23% до 5 млрд. долл., но в 2010-м вырастет на 5% до 5,4 млрд. долл. Оптимистический прогноз предлагает и аналитическая компания CIMdata для рынка PLM. По ее оценке, в 2009-м объем продаж PLM сократился на 9,6% до 23,5 млрд. долл., но в 2010-м увеличится более чем на 5%, а потом будет ежегодно расти на 8,4% вплоть до 2014-го.
Эксперты считают, что предприятиям следует использовать период восстановления для запуска инициатив, направленных на последующий рост бизнеса, внедряя для этого передовые технологии и привлекая к ним не только проектировщиков, число которых существенно уменьшилось за годы кризиса из-за сокращения штатов, но и других сотрудников.
Привлечению новых пользователей способствуют и инициативы ведущих поставщиков САПР/PLM, которые, естественно, кровно заинтересованы в расширении рынка. В минувшем году наиболее активными в этой области оказались компании PTC, Siemens PLM и Dassault Systemes (DS). PTC анонсировала новый набор средств проектирования Creo, отказавшись даже от своей известной торговой марки Pro/Engineer. Одна из задач этой новинки, по словам руководства PTC, заключается в упрощении использования САПР. Примерно в том же ключе действует и Siemens PLM, выпустившая платформу High Definition PLM (HD-PLM), которая улучшает информационную поддержку, повышает эффективность и достоверность процесса принятия решений на всех этапах жизненного цикла изделия. Компания DS продвигает технологию реалистичного восприятия (Lifelike Experience), реализованную на новой платформе PLM V6, в надежде, что эта концепция привлечет к PLM не только проектировщиков, но и других заказчиков, которые хотят наладить взаимодействие с потребителями, установив с ними обратную связь. Это позволит создать спрос на PLM в отраслях, которые раньше не интересовались данной технологией.
Однако, привлекая новых потребителей, поставщики САПР/PLM не забывают и о своих “родных” пользователях. Ведь в нынешних нелегких условиях нагрузка на них увеличилась, и им приходится проектировать больше изделий, делать это быстрее и с более высоким качеством. Ответом на эти запросы инженеров стала технология прямого моделирования (direct modeling), распространение которой существенно расширилось в последнее время. Дело в том, что более 20 лет ведущее положение в области 3D-САПР занимает технология параметрического моделирования. Но наряду с достоинствами этот метод имеет существенный недостаток: с его помощью сложно редактировать ранее созданные модели, особенно импортированные из других САПР. Прямое моделирование не имеет такого изъяна, но оставляет пользователю слишком много степеней свободы. Поэтому в результате редактирования исходная модель может измениться до неузнаваемости и отойти от начального замысла проектировщика.
Чтобы взять лучшее из обоих методов, поставщики объединяют прямое и параметрическое моделирование. Именно по такому пути пошли компании PTC при создании пакета Creo и Siemens PLM при выпуске САПР Solid Edge ST. Autodesk готовит продукт Inventor Fusion, построенный на базе прямого моделирования. Российская компания Ledas продвигает технологию вариационного прямого моделирования, суть которой состоит в использовании геометрических и размерных ограничений для задания желаемого поведения модели при ее модификации. Эти события вселяют надежду, что слияние технологий приведет к появлению более “интеллектуальных” САПР, облегчающих жизнь проектировщиков.
Скорость работы с САПР и PLM сильно зависит от возможностей компьютеров. В последнее время в области “железа” произошли существенные сдвиги, которыми не преминули воспользоваться поставщики софта. Практически все ведущие вендоры выпустили 64-разрядные версии САПР, которые могут обращаться к практически неограниченным объемам оперативной памяти. Появление многоядерных процессоров особенно благотворно отразилось на системах инженерного анализа, связанных с интенсивными вычислениями. По некоторым оценкам, сложный анализ, который в 2003-м продолжался 5 ч, теперь выполняется за 10 мин.
Горячей темой минувшего года стали облачные вычисления. Поставщики САПР/PLM стараются воспользоваться преимуществами онлайнового подхода. Так, PTC предлагает услугу PLM On Demand; Autodesk выпустила первое облачное приложение Homestyler для проектирования интерьеров помещений; Siemens PLM переносит на платформу Microsoft Azure одно из приложений системы цифрового производства Tecnomatix; фирма SolidWorks представила на последней конференции пользователей облачную стратегию, а ее материнская компания DS обещает перенести в облако систему управления инженерными данными ENOVIA V6; российский разработчик в партнерстве с фирмой Cloud IT начал продавать САПР КОМПАС-3D по модели “ПО как услуга” (SaaS). Однако пока еще неясно, насколько облачный подход понравится инженерам. Ведь он, несмотря на явные преимущества, порождает ряд вопросов: что будет, если связь с Интернетом замедлится или вообще оборвется? насколько безопасно хранить ценные данные на общедоступном сервере? можно ли будет получить доступ к данным после окончания подписки на услугу?
И наконец, в отрасли САПР/PLM ощущается влияние еще одного хита минувшего года — социальных сетей. Даже появился новый термин — “социальная разработка изделий”. Поставщики поддерживают вики, блоги, видеоклипы, Twitter и Facebook, запускают коммуникационные порталы. Результатом станут расширение взаимодействия между разработчиками, привлечение их к участию в проекте на самой ранней стадии, улучшение обратной связи с вендорами и укрепление контактов с потребителями.