Разработчики бизнес-приложений в основном используют новые технологии, а не создают их. Более того, корпоративный сектор традиционно относится к модным инновациям с большой осторожностью, внедряя их лишь тогда, когда от них действительно можно ожидать практической отдачи. Каковы сегодня приоритеты лидеров данной отрасли? На вопросы научного редактора PC Week/RE Сергея Свинарева отвечает генеральный директор “SAP СНГ” Владислав Мартынов.
PC Week: Какие технологии определяли развитие ИТ-индустрии в 2010 г.? Какие “многообещавшие” в предыдущие годы технологии так до сих пор и не “выстрелили"?
Владислав Мартынов: Рынок технологий развивается очень динамично, позитивно, на ум даже не приходит, какие же технологии “обещали”, но не “выстрелили”. Растет спрос и на те, что уже давно присутствуют на рынке, такие как ERP-системы и решения для бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI). По-прежнему лидируют (как в структуре наших продаж, так и в целом по софтверному рынку) ERP- и CRM-системы — основной инструмент оптимизации деятельности предприятий. Растет спрос на BI-решения, предназначенные для анализа бизнес-данных, поддерживающие процессы принятия решений и включающие в себя средства построения отчетов, разнообразные аналитические инструменты и пр. Здесь одно из последних новшеств — это BI-приложения, работающие на мобильных устройствах. У нас они базируются на мощной платформе фирмы Sybase, недавно приобретенной компанией SAP.
PC Week: Какие технологии способны существенно повлиять на развитие ИТ-индустрии в 2011 г.?
В. М.: Думаю, что активнее всего будет развиваться рынок мобильных технологий. Чтобы принимать управленческие решения, а также эффективно работать (проводить инвентаризацию на складах, вести онлайновые собеседования, делать заказы на продукцию и пр.), и руководителям, и рядовым сотрудникам нужен будет быстрый удаленный доступ с мобильных устройств к бизнес-приложениям своих компаний. В настоящее время идет слияние и взаимопроникновение бизнес-приложений и мобильных технологий. Исходя из этого, мы в SAP прогнозируем, что к 2015 г. нашими продуктами будет пользоваться один миллиард человек! Мобильные приложения завоюют еще большую популярность и сильно изменят сам формат работы с информацией и бизнес-приложениями.
PC Week: Станет ли развитие перспективных технологий ответом на неудовлетворенный спрос или сами технологии этот спрос будут инициировать?
В. М.: Это взаимозависимый естественный процесс. С одной стороны, спрос подталкивает к совершенствованию имеющиеся технологии (как это происходит с Software as a Service), а с другой — само появление новых технологий вызывает спрос на них.
PC Week: Какие технологии окажут существенное воздействие на рынок бизнес-приложений в ближайшие 3—5 лет?
В. М.: Во-первых, в следующем году, по нашим прогнозам, более 10% бизнес-приложений в мире будет использоваться по модели SaaS или SoD (Software on Demand). Я имею в виду модель оплаты и использования программного обеспечения по запросу. Уже сегодня в Европе компаниям малого и среднего бизнеса SAP предлагает решение, которое можно использовать подобным образом, — это SAP Business-by-Design. С его помощью по запросу автоматизируются такие функции, как управление проектами, бухгалтерия, учет закупок, продаж, управление взаимоотношениями с клиентами и поставщиками и пр. В ближайшей перспективе (3—5 лет) рынок SaaS и SoD вырастет.
Во-вторых, поскольку внутри компаний объем информации будет только увеличиваться, понадобятся новые технологии действительно быстрой обработки больших массивов данных. За ними будущее. SAP понимает это и делает инвестиции в технологию In-Memory, которая в десятки тысяч раз ускорит скорость обработки данных.
В-третьих, вырастет потребность в интеграции всех работающих приложений. Чтобы упростить эту задачу, мы в SAP объединили стратегии трех уровней наших продуктов — On-Premise, On-Demand и On-Device. Первый уровень — это приложения, установленные непосредственно на предприятии. На уровне On-Demand представлены программные решения, находящиеся за пределами предприятия, в Интернете, и использующиеся по требованию. Здесь потребности крупных компаний отличаются от остальных: они будут стремиться оставить критичные для бизнеса приложения на своих площадках, а некритичные вынесут в облако. Уровень On-Device — это ориентированные на человека мобильные приложения, благодаря которым произойдет взрывной рост применения мобильных устройств, взаимодействующих как с системами On-Premise, так и On-Demand.
Чтобы указанные три уровня и продукты на каждом из них могли функционировать вместе, их работа должна быть “скоординирована”.
PC Week: В какой степени те или иные новые стратегические технологии воспринимаются российским рынком?
В. М.: Наша компания почти 18 лет работает в России, а за рубежом — 38, поэтому мы можем обоснованно утверждать, что отличия в восприятии инновационных технологий есть. Например, при внедрении ERP и прочих решений для управления бизнесом местные организации больше программируют. Бывает, что не используют стандартный функционал системы. За рубежом ситуация противоположная, там заказчики понимают, что в SAP-решения уже “зашиты” оптимальные бизнес-процессы. В России же случается, что клиенты автоматизируют внутренний бизнес-хаос. Под не самые оптимальные процессы, которые приняты в компании, они стремятся переделать ERP-систему, хотя эффективнее, может быть, оптимизировать сам бизнес.
Кроме того, скорость освоения технологий у нас не столь высока, как на Западе. Мы сначала долго присматриваемся и только потом начинаем использовать. К примеру, именно так обстоит дело с использованием SaaS или SoD. Хотя многие понимают, что преимущество модели SaaS для потребителей вроде бы очевидно и состоит в отсутствии затрат по установке, обновлению и поддержке работоспособности оборудования и функционирующих на нем программ, требуется время, чтобы привыкнуть к самой мысли, что SaaS — это нормально.
PC Week: Спасибо за беседу.