“Заглядывать слишком далеко вперед — недальновидно”, — предупреждал мудрый Уинстон Черчилль. Последуем его совету и попробуем угадать, какие технологии будут определять развитие рынка бизнес-приложений в наступившем году. Немного зная предысторию, сделать это совсем не трудно. На протяжении последних нескольких лет ключевым оставалось слово “сервисный” в таких сочетаниях, как сервисный подход или сервисная архитектура. И хотя сегодня многие пренебрежительно пинают SOA, я полагаю, что практическая реализация этой архитектуры, уже не сопровождаемая громкими пиар-акциями, как раз сейчас и пойдет полным ходом. Разумеется, гораздо чаще будут говорить об облаках, но напомним, что в тесно связанных с ними IaaS, PaaS и SaaS предусматривается предоставление инфраструктуры, платформы и софта как раз в виде сервиса.
При этом наличие общедоступных и частных облаков предполагает, что это может быть как внешний, так и внутренний сервис. Готовы ли к такому развитию событий вендоры? Думается, не в полной мере. Так, в прошлом году руководители SAP, формально провозгласив стратегию по обеспечению работы бизнес-приложений в трех средах (на площадке предприятия, в облаке и на мобильных устройствах), пообещали перенести в облачную среду лишь отдельные модули своего пакета SAP Business Suite. С другой стороны, ее SaaS-решение для среднего бизнеса Business ByDesign работает только на общедоступном облаке, и, если предприятие захочет перенести часть его функций в свое частное облако, сделать это будет невозможно. Основной конкурент SAP корпорация Oracle планирует в своем новом ERP-пакете Fusion предоставить заказчикам оба варианта развертывания — в облаке и на площадке клиента, а также любые их комбинации. Впрочем, выпуск Fusion обещан на нынешний год, и в какой мере указанные планы удастся реализовать — станет известно позднее.
Будут меняться и представления о том, каким должно быть облачное бизнес-приложение. В предыдущие годы преимущественно предполагалось, что оно должно обладать стандартной функциональностью, устраивающей среднестатистического клиента. Типичным в этом отношении можно считать облачный CRM-сервис, предложенный в свое время компанией Salesforce.com. С другой стороны, на протяжении многих лет развертывание бизнес-приложений традиционно ассоциировалось с “внедрением”, в процессе которого осуществлялась настройка и доработка с целью учета отраслевых, страновых и индивидуальных особенностей предприятия-заказчика. Несмотря на наличие в арсенале вендора множества преднастроенных вертикальных и локализованных редакций базового решения, сегодня все более очевидно, что без квалифицированных внедренцев не обойтись и на облаках. Из этого следует, что поставщики бизнес-приложений будут вынуждены разворачивать на облаке еще и инструментальные средства для осуществления указанных настроек и реализации дополнительных функций.
Еще более актуальная задача — интеграция приложений, эксплуатируемых на предприятии, часть которых развернута на облаках, а часть — на площадке заказчика. Работы в обоих указанных направлениях ведутся уже сегодня, но совершенно очевидно, что в архитектуре SOA, предлагающей универсальный механизм обращения к внешним программным сервисам, независимо от их местоположения и особенностей реализации, решать задачи интеграции будет гораздо проще.
Одно из наиболее часто упоминаемых достоинств облачной архитектуры — оптимизация использования вычислительных ресурсов, а отсюда и затрат предприятия на ИТ. Череда новогодних катастроф, аварий и сбоев заставляет задуматься и о специфических рисках. Казалось бы, облачный коммуникационный сервис Skype — куда уж более распределенный. Но и он на несколько дней вышел из строя. И если для частных лиц это лишь досадное неудобство, то для предприятий, включивших его в свои бизнес-процессы и не предусмотревших того или иного резервирования, все может обернуться большими убытками. Представим себе ситуацию, когда компания заключает контракты с двумя логистическими партнерами, желая застраховаться от сбоев в поставках, но при этом оба этих партнера пользуются услугами одного и того же облачного SaaS-провайдера, чей дата-центр по тем или иным причинам выйдет из строя. Сегодня, когда модель SaaS применяется в корпоративном секторе довольно редко, подобный сценарий кажется умозрительным, но со временем вопросы резервирования самих облачных услуг тоже придется как-то решать. Станет ли это актуально уже в нынешнем году? Посмотрим.
Заметное оживление на рынке средств бизнес-аналитики связано с наметившейся тенденцией встраивания аналитических процедур (мониторинга текущих показателей, прогнозирования, скоринга) в бизнес-процессы. При этом существенно возрастают требования к скорости аналитической обработки данных (real-time BI). Один из возможных способов решения проблемы быстродействия — применение специализированных программно-аппаратных комплексов. Назвать его новым нельзя (на рынке давно присутствуют решения таких игроков, как Teradata и Netezza), но после того, как на этот путь вступили SAP (комплекс HANA) и Oracle (Exadata), данный сегмент имеет шансы сменить статус нишевого на магистральный. Следуя общему тренду, в облака потихоньку переносятся и аналитические сервисы, но здесь хотелось бы обратить внимание на огромные возможности, которые сулит такой подход к анализу информации из социальных сетей и Web, поскольку в данном случае сама исходная информация уже изначально находится на общедоступном облаке.
Бум на рынке мобильных устройств не мог не затронуть и корпоративные модели их применения. О переносе бизнес-приложений на всевозможные мобильные платформы — от смартфонов до планшетов и нетбуков — говорят сегодня практически все ERP-вендоры. Думается, за предстоящий год еще только предстоит четко определить само понятие мобильного бизнес-приложения. Будет ли оно относительно пассивным тонким клиентом, дублирующим с известными ограничениями функциональность традиционного десктопного клиента? А может быть, оно станет одним из узлов распределенной прикладной системы с собственными ресурсами хранения и обработки подмножества корпоративных данных? Как при этом будет обеспечена целостность и непротиворечивость информации? Неожиданные последствия может иметь небывалая популярность мультитач-интерфейсов современных смартфонов и планшетов. Не исключено, что довольно скоро такие интерфейсы в силу их удобства и естественности для рядовых пользователей перекочуют и на стационарные рабочие места сотрудников предприятий.