На рынке мобильной связи на рубеже смены календарных лет заметно несколько перспективных технологий, бурное развитие которых ожидается уже в этом году. Все они интересны для внедрения и российским операторам мобильной связи, которых объединяет желание не отстать от своих западных коллег в реализации крупных технологических проектов на российском рынке связи.
На первом месте находится, конечно, 3GPP Long Term Evolution — специалистам давно известная, но, тем не менее, пока еще новая для потребителей технология мобильной передачи данных, которая является естественным развитием CDMA и UMTS. Ее основное назначение — качественный рывок на рынке “мобильной беспроводки”: в теории скорость передачи данных по стандарту 3GPP LTE достигает 1 Гбит/с в направлении от сети к абоненту (download). Но получается это только с использованием технологии MIMO (4×4) и с учетом “склеивания” нескольких каналов в один поток, что практически можно осуществить только на широкой полосе пропускания: и экономическая и технологическая эффективность LTE заметна исключительно на полосе шириной от 20 МГц. А у российских операторов в телекоммуникационной реальности эти полосы чаще всего “нарезаны” полосами по 5—10, редко 15 МГц. Очень вероятно, что помочь в этой ситуации сможет “надстройка” LTE-Advanced, которая позволяет использовать полосы частот в различных диапазонах без их объединения.
Интересно, что конкурсы на выделение частот для создания сетей LTE в России вполне могут пройти уже в 2011 г., если операторы успеют до лета исследовать пригодные для них диапазоны и... сформулировать сами предложения об условиях конкурса. Сделать это Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) поручила в конце декабря 2010 г. консорциуму в составе “Ростелекома” и сотовой “большой тройки” — МТС, “Вымпелкома” и “Мегафона”.
Вторая технология, популярность которой сложно переоценить, — это Near Field Communication, протокол беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, который дает возможность обмена информацией между считывателем и меткой, находящимися на расстоянии около 10 см друг от друга. Пока что тестовые проекты по оплате с помощью NFC-тэгов развиваются исключительно в области транспорта, но другие отрасли из серии “вечного бизнеса” — на очереди в самое ближайшее время. Главное для операторов мобильной связи — превратить телефон пользователя не просто в устройство для связи, а еще и в мобильный кошелек, который будет пригоден для оплаты товаров и услуг в режиме офлайн. Даже тот факт, что рентабельность по таким проектам будет ниже традиционно принятых для компаний мобильной связи 30—40% в долларах США, руководство провайдеров нисколько не смущает — они готовы работать с большими оборотами и расширять бизнес. Дело в том, что пока рынок мобильных платежей в принципе никем из крупных игроков не занят: главное на нем закрепиться. Правда, операторам связи здесь придется активно соперничать с банками и крупными ритейловыми сетями, которые готовы использовать эту же технологию для банковских смарт-карт (оплата простым прикосновением к смарт-ридеру) и автоматов самообслуживания в крупных торговых сетях.
Наконец, третье технологическое решение, интересное операторам связи и, опосредованно, пользователям, — pre-paid Camel-платформа, которая не просто ускоряет передачу биллинговых записей (TAP-файлов) об активности пользователей в роуминге, а организует взаимодействие гостевого и “домашнего” оператора связи в режиме онлайн. Таким образом, пользователь может оперировать в роуминге с любым положительным балансом своего счета.
Подобные платформы уже установлены у десятков операторов по всему миру — компаниям “большой тройки”, у которых они тоже давно работают, осталось убедить в необходимости инвестиций в такие технологии своих медлительных партнеров, находящихся в основном в туристических для россиян странах. Их внедрение в большей степени требуется даже не для тарификации голосовых вызовов, а для правильного учета передачи данных. Цены на пропуск которых, кстати, надо серьезно снижать. Все-таки грядет LTE с высокими скоростями.