Компания Microsoft объявила о переходе c 1 марта 2011 г. на рублёвый прайс-лист при взаиморасчётах со своими российскими партнёрами. Продажи в рублях начнутся одновременно на всей территории страны. Как заявил президент компании “Microsoft Рус” Николай Прянишников, делая этот шаг, Microsoft берёт курс на ценовую стабильность в России и планирует фиксировать рублёвые цены на длительный срок.
“Переходя на взаиморасчёты в рублях, Microsoft стремится минимизировать валютные риски российских партнёров и берёт на себя расходы по осуществлению процедуры хеджирования, — утверждает Николай Прянишников. — Корпорация, как один из крупнейших игроков рынка высоких технологий и мировой экономики в целом, может получить максимально выигрышные условия по процентной ставке хеджирования. Так, текущая ставка для Microsoft в 2011 г. составляет около 10% от хеджируемой суммы”. По словам представителей Microsoft, прежний порядок исчисления рублевой цены путем пересчета долларовой позиции по текущему курсу иногда ставил российских партнеров, особенно тех, что заключают контракты на длительные сроки, в очень сложное положение. “Чтобы поддерживать фиксированную цену на протяжении всего срока действия контракта, партнерам приходилось для компенсации рисков, связанных с волатильностью обменного курса, либо покрывать их из собственных средств, либо закладывать дополнительную наценку в конечную стоимость программного обеспечения для клиентов”, — пояснил директор по стратегии и партнерским программам “Microsoft Рус” Евгений Воронин. Расчеты по прайс-листам в национальной валюте — скорее исключение, чем правило в мировой практике Microsoft: сегодня такая модель действует в государствах Евросоюза, в Великобритании, Китае, Канаде, Японии и ряде других стран.
Рублевые цены будут пересчитаны по фиксированному курсу и останутся стабильными “на годы”. Курс пересчета варьируется в зависимости от категории программных продуктов — от 29 рублей за доллар для самых массовых приложений, доступных в рознице, таких как Office для дома и учебы, до 33 рублей для ПО, ориентированного на профессиональное использование в крупных компаниях. Иными словами, по некоторым позициям уже сегодня рублевая цена превысит ту, что исчислялась бы по текущему валютному курсу, на те самые 10%, которые Microsoft собирается потратить на так называемое хеджирование валютных рисков. Если же учесть общую послекризисную тенденцию укрепления рубля, упавшего два года назад на 40%, вполне вероятно, что от фиксации рублевой цены Microsoft в ближайшей перспективе только выиграет.
Но, может быть, корпорация рискует понести большие потери в случае катастрофического скачка валютного курса в противоположном направлении? Нет, это не так. Как заявил Евгений Воронин, Microsoft, обещая сохранить объявленные рублевые цены на многие годы, тем не менее оставляет за собой право пересмотреть их в случае тех или иных форс-мажорных обстоятельств. При этом никаких правил и пороговых значений колебаний валютного курса, способных инициировать такую корректировку, сегодня не установлено, и соответствующее решение, если его действительно придется принимать, будет проводиться “в ручном режиме”. Заметим, что в руках Microsoft остаются и другие рычаги влияния на рублевую цену ПО даже при фиксированном курсе пересчета долларовых цен, поскольку сами долларовые цены меняются с выпуском очередной версии ПО, да и их абсолютные значения для одних и тех же продуктов в разных странах устанавливаются на разных уровнях. По словам Евгения Воронина, взаиморасчёты между Microsoft и партнерами региона EMEA осуществляются через операционный центр в Ирландии, который теперь будет принимать от российских партнёров оплату непосредственно в рублях. Здесь у столь крупной корпорации, как мне кажется, появляются дополнительные возможности по компенсации последствий колебаний валютного курса. Так, если покупать доллары за рубли в данный момент невыгодно, то казначейство Microsoft может эту операцию и не делать, сохранив на своих счетах рублевые активы или пустив их на те или иные проекты в России.
Данная программа ценообразования не распространяется на ПО, продаваемое по каналам OEM, и бизнес-приложения Microsoft Dynamics, а также на разработчиков ПО, сотрудничающих с компанией по специальным программам лицензирования.