В нашей стране смартфоны и коммуникаторы (к настоящему времени разница между этими устройствами практически стерлась) сейчас предлагаются под более чем двадцатью торговыми марками. А общее количество моделей этих устройств, имеющихся в продаже, исчисляется сотнями. Поэтому перед потребителями неизбежно встает проблема выбора: какую модель и торговую марку предпочесть?
Опытные пользователи знают, что при примерно равных потребительских характеристиках предпочтение следует отдавать продукции той компании, которая обеспечивает своим клиентам наилучший сервис. Причем не только пост-, но и предпродажный. Проще говоря, у потенциального покупателя должна быть возможность “пощупать” то устройство, которое он собирается приобрести. В обычном магазине такого рода “предпокупочное” тестирование обычно невозможно, а вот в монобрендовом оно, как правило, не только доступно, но и приветствуется. Особенно хорошо, когда монобрендовый магазин находится под одной крышей с сервис-центром.
Практику открытия такого рода центров продаж активно используют многие поставщики. В мировом масштабе особенно преуспела в этом деле компания Apple (тот, кому довелось побывать в европейских консультационно-продажных центрах ”яблочной” компании, подтвердит необычайную популярность этих заведений и перманентно царящую в них празднично-деловую атмосферу). Но данную тактику борьбы за лояльность покупателей используют и другие известные производители. К примеру, центры обслуживания и продаж НТС давно существуют в Тайбэе (Тайвань), Гонконге, Сингапуре, Дубаи (ОАЭ) и ряде других стран. В марте прошлого года такого рода центр (HTC Care) был открыт в Москве на Новослободской улице (в партнерстве с ООО “Про-Сервис”). Интересно отметить, что тогда это был первый в Европе центр НТС Care.
По словам президента НТС Europe Флориана Зайхе (Florian Seiche), опыт работы московского НТС Care оказался исключительно успешным. Поэтому его решили распространить на Северную столицу. В конце января в городе на Неве на Суворовском проспекте состоялось торжественное открытие петербургского НТС Care. Как и в Москве, это не просто магазин, где каждый желающий может ознакомиться и приобрести любую модель смартфона HTC из актуальной линейки компании (около 10 моделей с диагональю экрана от 2,8 до 4,3 дюймов и стоимостью от 9 до 29 тыс. руб.) и различные аксессуары к нему. Это также центр поддержки, консультации и помощи для уже состоявшихся или потенциальных пользователей устройств НТС, где они могут получить квалифицированную помощь, осуществить ремонт или обновить программное обеспечение. Причем большинство ремонтов, а также обновление ПО может быть осуществлено непосредственно в присутствии клиента. Во всяком случае, именно так говорят представители компании “Телемикс”, в партнерстве с которой и был открыт этот центр, его полезная площадь составляет около 80 кв. м.
“Продажей и поддержкой смартфонов и коммуникаторов компания “Телемикс” занимается уже лет двенадцать, — рассказал мне руководитель петербургского HTC Care Михаил Шарин. — Как и любые высокотехнологичные изделия, коммуникаторы иногда, хотя и очень редко, выходят из строя. Примерно 60% обращений в сервис-центры, занимающиеся ремонтом этих устройств, вызвано проблемами с экраном (как правило, это последствия не очень аккуратного обращения с коммуникатором), 30% обусловлено выходом из строя микросхем и около 10% случаев связаны с тем, что аккумулятор “садится” слишком быстро”.
На кого же рассчитан петербургский HTC Care?
“Наши двери открыты для всех, — говорит Михаил Шарин. — Но мы предполагаем, что основными посетителями HTC Care станут фанаты коммуникаторов HTC, то есть люди, которые пользуются ими давно и успешно. За последнее время позиции HTC очень сильно укрепились на российском рынке смартфонов. Во всяком случае, для “Телемикса” это сейчас основной бренд как по объемам продаж, так и по уровню поддержки со стороны производителя. В 2010 г. мы продали коммуникаторов HTC примерно вдвое больше, чем в 2009-м. Надеемся, что в этом году темпы роста продаж сохранятся. Свыше половины продаж коммуникаторов HTC у нас занимают устройства, работающие на платформе Android, которая вполне подходит не только игроманам, но и деловым людям”.
Однако лично у меня есть ощущение, что современный коммуникатор является не столько действительно необходимым бизнес-инструментом, сколько престижным атрибутом. Среди многих молодых (да и не только молодых) людей идет своего рода “соревнование”: чей девайс круче, тот и сам более крутой. Косвенно это предположение подтверждает тот факт, что по итогам декабря минувшего года в компании “Телемикс” абсолютным лидером продаж стало не среднее по цене устройство (к примеру, HD2 Leo T8585), а коммуникатор Desire HD A9191 — самый новый и самый дорогой смартфон HTC (из представленных в нашей стране) c диагональю экрана 4,3 дюйма и встроенным GPS-модулем.
Ещё одним доказательством того, что современный коммуникатор является не столько бизнес-инструментом, сколько престижным атрибутом, могут служить итоги исследования маркетингового агентства Synovate UK, проведенного накануне открытия московского HTC Care. Согласно этим итогам, 40% опрошенных российских пользователей заявили, что используют свой телефон преимущественно для развлечений (видео, музыка, интернет-серфинг), 32% — для общения (телефонные переговоры и SMS) и лишь 28% — для работы (e-mail, бизнес-функции).
Нацеленность HTC на студенческую аудитория подтверждает не только открытие нового фирменного салона в Татьянин день, который, как известно , в нашей стране является главным праздником студентов и аспирантов, но и то, что к открытию фирменного салона на Суворовском проспекте была приурочена шумная четырехчасовая вечеринка в популярном молодежном клубе.