В ходе октябрьской телефонной конференции по финансовым итогам деятельности Apple Стив Джобс здорово “проехался” по планшетам на Google Android. Тогда он заявил аналитикам и журналистам, что конкурирующих с Apple производителей планшетов ожидает “болезненный урок”, когда они поймут, что их устройства оказались слишком маленькими и им придется “отказаться от поддержки разработчиков и заказчиков, сориентировавшихся на 7-дюймовый формат”. И это был только один из выпадов в сторону Android.
“Я с трудом пытался представить себе, в чем заключается стратегия конкурентов, — заявил Джобс в ответ на вопрос аналитика относительно угрозы, которую для iPad будут представлять в 2011 г. другие планшеты. — Мы считаем, что рынок Android-планшетов очень фрагментирован и с каждым днем становится еще более фрагментированным”.
А вот вам контрвыстрел: предварительное представление прессе платформы Android 3.0 (Honeycomb) в штаб-квартире поискового гиганта в Маунтин-Вью. Эта операционная система создавалась в расчете на экраны большего размера и включает в себя переработанную и более подходящую для планшета виртуальную клавиатуру, а также заново разработанную системную панель вдоль нижней части экрана. Google также усовершенствовала веб-браузер. Он теперь поддерживает закладки для отображения сразу нескольких веб-окон, а также 3D-графику.
Но наиболее важное отличие Honeycomb от предшествующих версий Android заключается, пожалуй, в оптимизации под приложения, предназначенные для вывода на экраны большего размера. Руководители Google ранее откровенно заявили, что предыдущая версия, Android 2.2, была ориентирована на смартфоны и обычно применяемые в них экраны, но это не помешало различным производителям полноразмерных планшетов установить на них данную ОС.
Новые функциональные возможности Android 3.0 разрабатывались, конечно, с прицелом на то, чтобы “побить” Apple iOS на ее же поле. Действительно, возможность выводить приложения на 7- или 9-дюймовый экран послужит дополнительным толчком для развития магазина приложений Google Apps Marketplace, который, несмотря на богатое содержание (сотни тысяч приложений), никогда не мог сравниться с Apple AppStore.
Honeycomb способна ускорить развитие рынка планшетов “не-iPad” в 2011 г. По мнению Брайана Александера, аналитика компании Raymond James, занимающейся консалтингом в финансовой сфере, продажи устройств вроде Motorola Xoom уже в первом квартале нынешнего года могли бы — в значительной степени благодаря сделанным в новой версии Android усовершенствованиям — составить около 1 млн. штук.
Исследовательская компания IDC также прогнозирует значительный рост рынка планшетов с начала нынешнего года, причем не только за счет Android-планшетов, но и других устройств типа Playbook компании Research in Motion. “Новые продукты и сервисы, расширение канала продаж, ценовая конкуренция и эксперименты по внедрению новых моделей использования устройств в потребительском и корпоративном сегментах” вкупе будут двигать рынок вперед, уверена Сусанна Кеворкян, директор IDC по исследованиям в области мобильных устройств.
Более совершенная версия Android для планшетов может поспособствовать более широкому распространению платформы и в корпоративном сегменте, особенно если крупные софтверные компании вроде SAP, Salesforce.com, Oracle, IBM и Microsoft запустят соответствующие программы в ее поддержку. Хотя планшету iPad сопутствовал значительный успех на корпоративном рынке благодаря повышенной защищенности версии iOS 4.2 и добавленным в нее новым функциям (в частности, беспроводной печати), планшеты на базе Android занимают в целом высокие позиции в списке предпочитаемых работниками устройств, и более совершенная платформа может стать привлекательной для ИТ-администраторов и поставщиков. Другими словами, похоже, что Android даст настоящий бой планшетам iPad.