Компания “АйТи” отметила в канун 2011 года свое двадцатилетие. Являясь фактически ровесником современного российского ИТ-рынка, она прошла с ним серьезный путь становления, превратившись за эти годы в многопрофильную группу ИТ-компаний и постоянно оставаясь одним из самых авторитетных участников отечественной компьютерной отрасли. Своим видением текущей ситуации на рынке и основных технологических тенденций его развития председатель совета директоров ГК “АйТи” Тагир Яппаров поделился с обозревателем PC Week/RE Андрем Колесовым.
PC Week: Какие тренды были определяющими в завершившемся первом десятилетии века для ИТ-рынка в целом и для вашей компании в том числе?
Тагир Яппаров: Чтобы понять значимость событий, нужно их оценивать лишь спустя достаточно значительный срок, а реальные тренды также видны только в многолетнем разрезе. Технологическое развитие — это, безусловно, важная вещь, но для корпоративного рынка все же не менее актуальную роль, а, возможно, даже решающую, играют изменения потребностей заказчиков, смена бизнес-моделей и парадигм. Хотя, конечно, и технологии остаются далеко не пассивными участниками процесса. В любом случае, два направления — развитие технологий и изменение бизнес-задач — нужно рассматривать в диалектическом единстве. И если мы посмотрим на основные тенденции изменения ИТ-рынка, то увидим, что все они представляют собой некоторую комбинацию двух этих линий: ответ на новые вызовы заказчиков на базе новых технологических возможностей.
С учетом сказанного могу сформулировать ответ: ключевой тенденцией прошедшего десятилетия было смещение отношений между бизнесом и ИТ-поставщиками в сторону сервисных моделей в самом широком спектре их применения. И именно эта тенденция, на мой взгляд, будет продолжать оставаться главной в видимой и в отдаленной перспективе отрасли. Сейчас она приняла вид облачной терминологии, но мы должны четко понимать, что на самом деле нынешние облака — это развитие того, что в первых своих проявлениях было на рынке в предыдущие годы. Хотя, конечно, во многом в качественно новой постановке задач, на базе новых технологических возможностей.
Можно вспомнить, что первая попытка создания того, что мы в последние три года называем SaaS, была предпринята еще в начале 2000-х, когда появилась модель Application Service Providing. Но тогда эта схема широкого применения не нашла, потому что еще очень многие технические вопросы не были решены, да и у клиентов не было в ней настоятельной потребности. Сейчас же можно констатировать, что все основные технологические аспекты облачных вычислений отработаны — речь идет в первую очередь о безопасности, интеграции, производительности, масштабируемости, управляемости, — и теперь можно уверенно говорить о том, что применение облачных моделей на ИТ-рынке будет быстро расширяться.
PC Week: Известный ИТ-принцип гласит, что новые продукты достигают промышленного уровня зрелости с выпуском версии 3.0.
Т. Я. Для бизнес-моделей и технологий верно то же самое. Без пилотного этапа, который длится как минимум 5—6 лет, широкая промышленная эксплуатация на корпоративном рынке невозможна. Тут нужно сказать еще об одной важной технологии первого десятилетия века — о виртуализации. Ведь она тоже несколько лет находилась на исследовательском этапе развития, но в какой-то момент была достигнута необходимая критическая масса отраслевого опыта, после чего начался лавинообразный процесс внедрения виртуализации.
Если говорить о ключевых ИТ-тенденциях, нельзя не упомянуть о моделях Open Source. Тут тоже сначала шел длительный “пилотный” период, в течение которого многие открытые проекты носили, можно сказать, маргинальный характер и строились на принципе отрицания того, что есть на рынке. Но во второй половине десятилетия в этой сфере также произошли качественные изменения и идеи открытого ПО получили явное признание со стороны как государственных, так и коммерческих заказчиков. Хочу отметить, что Open Source уже хорошо освоил уровень операционных систем и платформенного ПО и сейчас быстро проникает в слой бизнес-решений. При этом нужно понимать, что открытое ПО совсем не претендует на полную замену традиционного проприетарного софта. Скорее, оно нацелено на расширение возможностей традиционных программных продуктов.
Кратко подводя итог сказанному, можно уверенно сказать, что модели облачных вычислений и открытого ПО сейчас достигли достаточно высокого уровня зрелости и именно они будут во многом определять развитие ИТ-отрасли в наступившем десятилетии.
PC Week: Что можно сказать об изменениях в области прикладного ПО?
Т. Я. После периода бурного развития в 1990-е проблематики учетных систем и решений класса ERP наступил этап расширения сферы управления корпоративным контентом (ECM). Причем надо отметить, что данный рынок является весьма разнообразным, имеет целое множество сегментов как по охвату функциональных направлений, так и по категориям заказчиков. Собственно, есть фактически два рынка — государственных и коммерческих структур. Именно в ECM-направлении очень важным является национальный аспект, особенности той или иной страны. Как раз с широким кругом ECM-тем связано в первую очередь решение задач в контексте общего курса России на построение современного информационного общества. ECM-рынок устойчиво растет более высокими темпами по сравнению с другими прикладными сегментами и, по нашим оценкам, в России скоро сравняется, а потом и опередит в денежном выражении ERP-направление.
PC Week: А какие ИТ-проблемы не удалось решить в предыдущие годы и над чем ИТ-отрасль должна работать сейчас?
Т. Я. Думаю, что одна из таких задач — повышение адаптивности ИТ-систем к потребностям бизнеса. Несмотря на то что этот вопрос остается открытым, похвастаться прогрессом в этом направлении все же нельзя. По сути получается, что ИТ-системы фиксируют текущее состояние потребностей заказчика, а вот меняться в условиях изменения бизнес-задач они часто не успевают или это обходится слишком дорого и происходит не так быстро, как это нужно клиентам.
PC Week: В середине 2000-х ведущие ИТ-поставщики начали активную пропаганду концепции SOA (сервисно-ориентированной архитектуры), нацеленной как раз на повышение гибкости ИТ-систем. Но, надо признать, что широкого применения эти идеи все же не нашли. Чем это можно объяснить?
Т. Я. Модель компонентной организации является одной из базовых для ИТ со времени появления первых компьютеров более 60 лет назад. Но SOA — это новый, принципиально более высокоуровневый этап в развитии этой модели. Опять же, то, что было сделано в последние пять лет в этой области, можно считать версией 1.0. Сейчас, после осмысления накопленного опыта и с учетом новых технологических возможностей, SOA будет применяться шире, в первую очередь при реализации тех же облачных вычислений. Правда, вероятно, SOA в дальнейшем будет продвигаться под другим названием, чтобы не смущать клиентов не слишком удачным стартом этой концепции.
PC Week: Часто приходится слышать сетования на то, что ИТ-рынок развивается под сильнейшим давлением вендоров и что заказчики вынуждены выполнять волю поставщиков. Вы согласны с таким мнением?
Т. Я. Нет, не согласен. Все же решающее слово на рынке остается за потребителем, невозможно заставить его применять то, что ему невыгодно. Конечно, маркетинговое давление вендоров — это важный фактор, но не следует его переоценивать. К тому же сам маркетинг ИТ-производителей — это очень сложный, динамичный процесс, на него сильно влияют и изменения потребностей заказчиков, и активность старых и новых конкурентов. А кроме того, нужно еще поддерживать унаследованные системы и архитектуры.
Посмотрите на примере той же SOA. Практически все ведущие вендоры дружно заявили о своей поддержке этих идей, но реализовать на практике эти желания было сложно, так как их традиционные продукты были не готовы к этому. А смена продуктов и технологий на архитектурном уровне — это длительный процесс. Продукты, сформированные на принципах SOA, еще только начинают появляться.
Я могу привести наш собственный пример. Мы сейчас внутри группы компаний уже обсуждаем принципы построения нашей новой будущей ECM-платформы, которая имеет условное название “БОСС-Референт 5” и должна появиться года через три, но можно точно сказать, что она будет реализована на основе сервисной архитектуры. В то же время мы уже сейчас широко используем в той или иной мере SOA в своих корпоративных интеграционных проектах.
PC Week: Что можно сказать о применении технологий Web 2.0 на корпоративном рынке?
Т. Я. Можно точно констатировать, что они уже доказали свою жизнеспособность и перспективность, хотя в корпоративном варианте применяются еще не очень широко. И понятно почему: идеи социальных сетей вступают в определенное противоречие с традиционными моделями управления организацией. Но само направление на более широкое использование потенциала саморегулирующихся сообществ — это объективный тренд развития мирового общества в целом. Эти идеи будут все шире проникать и на корпоративный рынок, хотя понятно, что социальные методы не заменяют, а дополняют традиционные схемы управления.
Есть направления, где применение Web 2.0 будет достаточно широким. Например, в сфере научных исследований, здравоохранения, образования. Так, мы сейчас выполняем проект для Роснано, где очень большая роль отводится именно взаимодействию членов научного сообщества. Тут мы используем уже имеющийся аналогичный мировой опыт. И нужно подчеркнуть, что проблемы создания социальных сред лежат уже давно не в технологической плоскости, а в области менталитета, корпоративной культуры. Основные риски для нашего проекта связаны не с технической реализацией системы — тут как раз с высокой долей уверенности можно сказать, что она будет успешной, — а с тем, как ее воспримут сами ученые. Поэтому значительные усилия с нашей стороны прикладываются уже сейчас к решению задач просвещения, пропаганды новых идей взаимодействия членов исследовательского сообщества.
PC Week: Какие еще интересные тренды могут проявиться на ИТ-рынке в перспективе, скажем, на пять лет?
Т. Я. Будет изменяться соотношение работающих ИТ-специалистов на рынке между заказчикам и поставщиками. Сегодня большинство ИТ-профессионалов работают на стороне потребителя, а должно быть наоборот. С одной стороны, такое смещение будет определяться борьбой заказчика за повышение эффективности ИТ, что вынудит его чаще прибегать к сервисным моделям, а с другой — нарастающий дефицит кадров будет стимулом для расширения областей применения внешних услуг и аутсорсинга. Более широкое использование сервисов будет способствовать процессам консолидации российской ИТ-отрасли и укрупнения компаний-поставщиков, а следствием этого должно стать улучшение качества ИТ-услуг и, что еще важнее, повышение статуса ИТ-отрасли в экономике страны в целом.
Мне кажется очень важным трендом усиление поддержки национальных ИТ-поставщиков, в первую очередь разработчиков ПО, в том числе корпоративного назначения, со стороны государства. Это может очень серьезно поменять общий ландшафт российского ИТ-рынка.
Будут также меняться отношения между ИТ-бизнесом и системой образования. До недавнего времени ИТ-компании рассматривали вузы только в качестве поставщиков квалифицированных кадров. Сейчас видна четкая тенденция, свидетельствующая о том, что ИТ-отрасль начинает взаимодействовать с высшей школой на уровне совместных исследований, в том числе долгосрочного, стратегического характера, и мы сами в ряде проектов стараемся способствовать развитию этой тенденции.
PC Week: Спасибо за беседу.