В нынешнем году в России продолжится реализация нескольких крупных проектов ГЛОНАСС, которые будут способствовать дальнейшему расширению отечественного рынка оборудования и услуг спутниковой навигации. В их числе — система экстренного реагирования при авариях “ЭРА-ГЛОНАСС”, интеллектуальная транспортная система (ИТС) Москвы, навигационное оснащение автопарка Почты России и ряд других. Об этом сообщил генеральный директор Федерального сетевого оператора НИС ГЛОНАСС Александр Гурко.
Совокупный объем мирового рынка спутниковой навигации в нынешнем году составит 90 млрд. долл. и к 2015-му, по прогнозам, может увеличиться в два раза, достигнув 200 млрд. долл. Российский сегмент этого рынка еще только формируется и оценивается в 2% от мирового.
Разработка системы ГЛОНАСС началась еще в 70-х годах прошлого века; в настоящее время на орбите работают 22 навигационных спутника третьего поколения, которые обеспечивают 100%-ный охват территории страны и 99%-ный охват поверхности Земли. В нынешнем году российская группировка спутников ГЛОНАСС будет доведена до штатной численности в 24 космических аппарата (КА), что означает полное развертывание орбитального сегмента и возможность глобального предоставления навигационных услуг.
В настоящее время в мире работают две спутниковые системы позиционирования объектов — GPS и ГЛОНАСС, и основным направлением развития наземного навигационного оборудования становится создание мультисистемных приемных устройств, которые со временем будут действовать и в составе разрабатываемых ныне новых систем — европейской Galileo и китайской Compass.
Современная модель развития навигационного рынка предполагает использование “объединенной системы навигации” на основе мультисистемных чипов, принимающих и обрабатывающих спутниковые сигналы одновременно от двух и более систем. Такой подход позволяет опираться на вдвое большее количество КА и обеспечивает более быстрый “холодный старт”, повышение надежности навигации в России на 25—30%, а в мире — не менее чем на 15%.
Некоторые ведущие производители микроэлектроники США и Европы начинают производство чипсетов ГЛОНАСС/GPS уже в этом году: фирма Qualcomm (США) обеспечит такое производство в первом квартале, а ST Microelectronics (Франция) — в третьем. Существуют подобные проекты и у ряда других зарубежных предприятий. Российские производители радиоэлектронных компонентов также работают в данном направлении.
Одной из ключевых задач НИС ГЛОНАСС является организация разработки российских конкурентоспособных продуктов на основе ГЛОНАСС и содействие работе в этой области. Среди основных проектов НИС ГЛОНАСС — реализация федеральной программы “ЭРА-ГЛОНАСС”, построение ИТС Москвы, создание логистическо-транспортного центра Олимпийских игр 2014 г., обеспечение мобильных объектов Почты России аппаратурой ГЛОНАСС/GPS, оснащение новых автомобилей “АвтоВАЗа” двухсистемными навигаторами, внедрение систем управления мобильными нарядами (СУМН) МВД России.
Федеральная программа экстренного реагирования “ЭРА-ГЛОНАСС”основана на технологиях спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и передачи данных через сотовые сети наземной мобильной связи либо через спутниковую связь. По замыслу разработчиков проекта автомобильный терминал “ЭРА-ГЛОНАСС” обеспечивает контроль движения машины, охрану и поиск транспортного средства, навигацию и мониторинг автомобиля.
В случае аварии терминал с помощью радиомодема должен автоматически передать по сетям мобильной связи GSM/3G/4G при участии регионального оператора “ЭРА-ГЛОНАСС” в центр “Системы 112” МЧС информацию о времени и координатах места дорожно-транспортного происшествия (ДТП), данные о тяжести аварии и позволить оператору связаться с водителем и пассажирами по громкой связи.
В свою очередь службы МЧС должны незамедлительно выслать к месту ДТП машины скорой помощи и МВД. По подсчетам экспертов, время прибытия скорой помощи при этом может сократиться на 30%. Это позволит спасать дополнительно до 4 тыс. жизней в год и сохранять здоровье десяткам тысяч наших граждан. Предполагаемый экономический эффект от использования системы “ЭРА-ГЛОНАСС” к 2020 г. может составить порядка 25 млрд. руб. в год.
Система “ЭРА-ГЛОНАСС” уже создается: в 2009-м проводилась разработка концепции, в 2010-м — эскизное проектирование, организация пилотных проектов в Москве и столичном регионе, в Калужской области и Рязани. Началось согласование стандартов “ЭРА-ГЛОНАСС” и действующей аналогичной европейской системы eCall. В нынешнем году намечается осуществить технико-экономический проект, начать построение региональной инфраструктуры и создать условия для принятия нормативно-правовых актов, необходимых для работы системы.
На 2012-й планируется построение инфраструктуры, а также начало опытной эксплуатации терминалов и платформы. В этом же году должно стартовать массовое производство терминалов “ЭРА-ГЛОНАСС”, а в конце года намечен ввод системы в эксплуатацию. В следующем, 2013-м, начнется эксплуатация системы в полном объеме и ввод новых услуг. Обязательным станет оснащение новых автомобилей терминалами “ЭРА-ГЛОНАСС”. Предполагается, что стоимость таких терминалов будет находиться в пределах 3000 руб.
Ещё один серьезный проект НИС — интеллектуальная транспортная сеть столицы. Его внедрение означает переход от создания разрозненных систем управления к единому решению. Сегодня более чем в сотне городов страны внедряются централизованные диспетчерские службы с использованием ГЛОНАСС. Москва же отстает от других регионов по внедрению систем управления транспортом.
В столице предполагается интеграция систем управления движением транспортных средств с системой управления сигналами светофоров, обработки данных о происшествиях, определения и сбора платежей и т. д. Будет создан единый центр управления дорожным движением Москвы и Московской области, в котором поставщиками информации выступят средства видеонаблюдения, детекторы транспорта, навигационно-информационные системы ГЛОНАСС, экстренные службы, метеобюро и т. п.
Определенные работы в этом направлении уже ведутся. Например, НИС оснастил в Москве и области 10,5 тыс. транспортных средств: по ведомству Мосгортранса новой техникой охвачено 1175 единиц, Мосгаза — 265 машин, ЖКХ — 300 автомобилей и т. д. Около 1300 единиц автотранспорта ГУВД столицы оснащено терминалами ГЛОНАСС, что дает диспетчерам СУМН МВД возможность следить за перемещением и местонахождением патрульных экипажей. Это уже сейчас позволяет увеличить скорость реагирования на происшествия в городе.
Потребность в оборудовании ГЛОНАСС непрерывно растет. Ожидается, что к 2015 г. ежегодный спрос на данную аппаратуру превысит восемь миллионов единиц, а совокупный объем российского навигационного рынка достигнет 250 млрд. руб. в год, отметил Александр Гурко. И немалую стимулирующую роль в этом плане должны сыграть ныне реализуемые крупные проекты, осуществляемые при поддержке государства, региональных и местных властей, крупных корпоративных и отраслевых структур.