Новость о скором выходе новой версии браузера Microsoft Internet Explorer 9 сразу обозначила интерес к конкурентной ситуации на этом рынке, который отличается довольно высоким уровнем динамики. Хотя тут нужно сразу отметить, что сферу Web-браузеров можно назвать рынком лишь с некоторыми оговорками.

Ведь, как известно, рынок подразумевает наличие товарно-денежных отношений между поставщиками и потребителями продукции. В случае браузеров продукты, несомненно, имеются. А вот денег тут уже давно нет — все свободно раздается, соответственно нет и покупателей, есть только пользователи. Известно и то, что “убила” денежную составляющую этого рынка в середине 90-х годов корпорация Microsoft, которая сделала тогда, казалось, почти невозможное — догнала и опередила явного лидера Netscape Navigator. При этом она не только использовала вариант бесплатного распространения своего IE, но и активно продвигала его в связке с Windows, за что и поплатилась многочисленными и долгими судебными разбирательствами и миллиардными штрафами (или откупными для внесудебного урегулирования споров). Но нет сомнений, что дело стоило того. Отметим также, что бесплатным может быть далеко не только ПО Open Source.

По оценкам исследователей рынка, пик популярности IE пришелся на 2002—2003 гг., когда на его долю приходилось до 95% пользователей. Но повторить феномен Windows с ее устойчивым монопольным положением в течение уже почти двух десятилетий в данном случае у Microsoft не получилось: у нее появились реальные соперники, в первую очередь из сферы Open Source, и доля IE стала снижаться в условиях растущей конкуренции (рис. 1). Стоит обратить внимание и на график выпуска версий IE — темпы их обновления очень хорошо отражают уровень конкуренции на этом рынке и неплохо коррелируют со значением рыночной доли данного продукта (табл. 1): чем ниже доля, тем чаще выход новых вариантов.

Однако, говоря о доле различных браузеров, нужно отметить, что конкретные значения, характеризующие ситуацию на рынке, довольно существенно расходятся у разных “счетчиков” (табл. 2). Однако тренды в целом совпадают, и одним их них является продолжающееся снижение доли IE. Что же касается конкурентов, то второе место устойчиво удерживает Firefox, который за год после выхода в 2004-м смог сразу завоевать 10% рынка. Но в последние годы его доля в целом стабилизовалась на отметке 25—30%. И, судя по всему, наибольшую опасность для IE сейчас представляет появившийся два с половиной года назад Google Chrome. Это видно не только из статистики рынка: в частных разговорах разработчики нового браузера Microsoft постоянно упоминают в качестве главного соперника именно продукт Google.

Еще один любопытный момент: распространенность браузеров в зависимости от географических регионов. Например, в Азии доля IE заметно выше среднемировых показателей, в Европе — ниже, причем по разным странам картина также существенно различается. В частности, в Википедии приводятся такие усредненные (по разным счетчиками) данные. В Китае и Южной Корее IE занимает почти 90%, в то же время в Германии и Индонезии лидирующие позиции у Firefox (соответственно 60 и 80%), а наибольшая доля Opera — в Белоруссии (50%) и на Украине (35%). Всего же в среднем по Европе в конце 2010-го на первое место вышел Firefox с показателем в 38%. По мнению аналитиков, снижение доли IE в Старом Свете объясняется экспансией Chrome, именно на этот браузер чаще всего переходят пользователи IE.

Что касается России, то можно обратиться к данным, приведенным на сайте проекта StatCounter Global Stats (рис. 2). Из них видно, что наша страна все же ближе по своим предпочтениям к Европе, а не к Азии: IE занимает третье место и разрыв между ним и Chrome сокращается. Посмотрим, удастся ли новой версии браузера Microsoft изменить эту тенденцию.

Таблица 1. График выпуска Internet Explorer
Версия Дата выпуска

IE1

Август 1995

IE2

Ноябрь 1995

IE3

Август 1996

IE4

Сентябрь 1997

IE5

Март 1999

IE6

Август 2001

IE7

Октябрь 2006

IE8

Март 2009

IE9

Весна 2011

Таблица 2. Доли использования веб-браузеров на январь 2011 г. (источник: http://en.wikipedia.org)
Источники-счетчики Доля рынка,%

IE

Firefox

Chrome

Safari

Opera

Мобильные браузеры

Net Apps

56,0

22,8

10,7

6,3

2,3

3,8

StatCounter

46,0

30,7

15,7

5,1

2,0

4,3

W3Counter

40,0

31,1

14,2

5,9

2,0

Нет данных

Median

46,0

30,7

14,2

5,9

2,0

4,0