Понятие “умного дома” появилось в обиходе достаточно давно и за несколько лет не слишком качественных и наполовину любительских инсталляций уже успело себя дискредитировать. Сейчас профессионалы оперируют более скромным термином “системы управления”, хотя потенциальные возможности технологий многократно возросли.
Потенциал данного рынка, как считают специалисты, еще далеко не раскрыт, однако для стимулирования его развития требуется решить ряд проблем различного характера.
Одну из них — недостаток осведомленности рынка о характеристиках и возможностях систем управления — в рамках своей тематической конференции в конце января попыталась решить компания AUVIX, пригласившая в качестве главных спикеров представителей компании Crestron.
Очертания рынка
Конференция AUVIX прошла на площадке, имеющей прямое отношение к строительной сфере — в Московском государственном строительном университете (МГСУ), зал Ученого совета и учебные аудитории которого с некоторых пор оснащены системами управления. С их помощью можно включать-выключать освещение и изменять его интенсивность (в том числе дискретно — в конкретных зонах), открывать и закрывать шторы на окнах, варьировать изображение на настенных экранах и мониторах, контролировать работу микрофонов и камер (произвольно или по заранее заданным вариантам положений), реализовывать сложные схемы видеоконференцсвязи, записывать и архивировать получаемую информацию, отслеживать состояние климата в помещениях и много другое — практически любая современная техника может управляться удаленно, извне. Когда-то для этих целей использовались дистанционные пульты, но теперь они интегрированы в единую универсальную сенсорную панель — вместо сложных комбинаций клавиш наглядный и понятный экранный интерфейс. Более того, сейчас все большее распространение получает ПО, позволяющее использовать в качестве панели многочисленные мобильные устройства (iPad, iPhone и т. д.).
В настоящий момент лидером мирового рынка систем управления является компания Crestron, чью долю в коммерческом секторе ее зарубежный представитель Серж Филипе оценивает в 70—75%. В России специальных исследований пока не проводилось, но в компании склоняются к тому, что здесь доля Crestron находится в интервале от 60 до 70%. (Количество инсталляций, осуществленных у нас в стране, в компании назвать не смогли, однако заверили, что за последние полгода в различных проектах было использовано более 1000 процессоров; правда, одна система может включать как один, так и сразу несколько этих устройств.)
Отвечая на вопрос, не боятся ли в компании конкуренции со стороны разработчиков ПО для управления установленным оборудованием не с панели, а с более дешевых мобильных устройств, представитель технической поддержки продаж Crestron Алексей Костиков уверенно заявляет, что эта конкуренция весьма условна.
Мобильные устройства безусловно выступают определенной альтернативой панели (что впрочем отнюдь не отменяет необходимость использования процессоров Crestron), но они по сути являются универсальными пультами, не более того. Полноценная же система управления играет роль своеобразного надсмотрщика над остальными системами и может осуществлять свои функции вообще без участия человека (автоматическое наведение камер, переключение микрофонов, регулировка интенсивности света по заданным параметрам и т. д.).
Так или иначе, но судя по словам вице-президента AUVIX Евгения Овчинникова, именно лидирующие позиции компании Crestron, которая, по его оценкам, продает в России в три раза больше всех остальных производителей систем управления, послужили причиной заключения с ней полноценного партнерского соглашения приблизительно год назад.
По уверению г-на Овчинникова, Crestron на данный момент стал для AUVIX одним из важнейших вендоров, потому что любой серьезный проект по техническому оснащению помещений сейчас строится именно вокруг систем управления.
Кстати, по наблюдениям г-на Овчинникова, как раз за последний год произошел всплеск интереса к подобным системам. Причем если раньше речь шла преимущественно о коммерческом и государственном секторах, то теперь спрос появляется и среди частных лиц, желающих автоматизировать свое жилище.
Правда, как можно было понять с его слов, пока что упомянутый относительный прирост рынка выглядит впечатляюще только по причине его малого исходного объема. Настоящего же бума г-н Овчинников на Западе ожидает примерно через два года, а в России — несколькими годами позже. (Более конкретные оценки вице-президент AUVIX давать не берется, ссылаясь на изменчивость глобальной и локальной экономики.)
Существование тренда смещения спроса в клиентский сегмент подтверждает и г-н Костиков. По его мнению, люди начинают осознавать пользу от систем управления и признают их использование целесообразным.
Проблемы развития
На фоне упомянутого тренда перед производителями встает проблема слабой информированности потенциальных заказчиков. Сейчас люди узнают о возможностях новых технологий преимущественно от дизайнеров интерьеров, архитекторов и т. д. Причем, как уверяют эксперты, когда человеку предварительно рассказываешь о системах управления, его реакция зачастую бывает крайне позитивной и он выражает готовность оснастить свое жилище по последнему слову техники. Однако между этой готовностью и реальным заказом лежит пропасть, характеризуемая тем, что человек совершенно не представляет, куда ему нужно обращаться, на какую сумму рассчитывать и какой конкретный результат требовать.
По словам г-на Костикова, решать эту проблему достаточно сложно. Целевая группа, на которую нацелен предлагаемый компанией продукт, не слишком многочисленна, поэтому массированная реклама здесь не сработает.
Специализированные журналы также являются слабым подспорьем, так как в них в основном удается публиковать описания реализованных коммерческих проектов, но отнюдь не домашних.
Еще одна проблема, как считает г-н Костиков, заключается в том, что от термина “умный дом”, более-менее понятного обычному человеку, сейчас многие бегут, как от огня — несколько лет назад изрядное количество “студентов”, едва научившись программировать элементарные системы, заявляли, что способны преобразовывать жилые пространства, осуществляли “кривые” инсталляции, а заказчики потом годами с ними мучались. По словам г-на Костикова, в России до сих пор крайне мало опытных, квалифицированных специалистов, и Crestron сейчас пытается решить эту проблему при помощи своего учебного центра, в котором бесплатно проводятся тренинги.
Есть и еще один немаловажный нюанс: производитель систем вообще крайне редко напрямую контактирует с клиентами, а интеграторы зачастую сами боятся трудностей внедрения систем управления. Crestron приходится ломать некий психологический барьер, объясняя в учебном центре и на всевозможных конференциях, что все не так уж сложно.
Впрочем, как отмечает г-н Овчинников, у систем управления есть одна важная особенность, облегчающая продвижение продукта, — они очень наглядны и неабстрактны; все перед глазами: повороты камер, передача звука, трансляция изображения и т. д.
Что характерно, хотя Crestron однозначно намерена вкладываться в развитие российского рынка, его чрезмерно быстрого роста в компании надеются избежать. По мнению г-на Костикова, большое количество заказов легко может привести к снижению качества проектов, а весь негатив достанется не интеграторам, а опять же Crestron. Так что развивать рынок в компании намерены эволюционно, и ни о каком ценовом демпинге речи сейчас не идет. Экономическое позиционирование новой продукции происходит под лозунгом “за те же деньги, что и раньше, вы теперь можете получить больше”. В общем новые устройства не становятся дешевле старых аналогов, но обладают расширенным функционалом.