За год 25 сотрудников УФАС заработали для государства почти 6,5 млн. руб.
Свыше половины аукционов проводятся с нарушением законодательства. Об этом было объявлено во время интернет-интервью “Подведение итогов работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве за 2010 год в сфере размещения государственного заказа. Основные тенденции развития в данной сфере в 2011 году”, организованного в феврале информационным агентством “Гарант”. Правда, речь при этом преимущественно шла об электронных аукционах, проводимых на пяти выбранных площадках столичными предприятиями и организациями, а также федеральными учреждениями, “прописанными” в Москве.
Как сообщила заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Москве Екатерина Соловьева, если в 2009 г. при проведении данных аукционов было выявлено 1500 административных правонарушений, то в 2010-м эта величина достигла 3500. При этом количество жалоб со стороны участников аукционов увеличилось незначительно: с 1700 в 2009 г. до 2000 в 2010-м. А число обоснованных жалоб даже снизилось: c тысячи с лишним в 2009-м до семисот с небольшим в 2010-м.
Увеличение же количества выявленных правонарушений — именно выявленных, а не имевших место! — г-жа Соловьева объясняет резким ростом числа внеплановых проверок (включая мониторинг “аукционных” сайтов) со стороны её ведомства, точнее говоря, со стороны департамента, контролирующего размещение госзаказов и насчитывающего 25 человек (примерно четверть всего личного состава Московского УФАС). За год число таких проверок увеличилось в 30 раз: если в 2009-м их было проведено меньше полусотни, то в 2010-м — около полутора тысяч. При этом общая сумма штрафов, наложенных на физических лиц (членов комиссий по проведению аукционов), выросла с 1,118 млн. руб. в 2009 г. до 6,414 млн. руб. в 2010-м. Размеры штрафов, наложенных на конкретное физическое лицо, лежали в диапазоне от 3 до 50 тыс. руб. То есть в ряде случаев были соизмеримы с двухмесячной зарплатой служащего. “Вы не представляете, какие бывают истерики, когда члены комиссий по проведению аукционов узнают о суммах наложенных на них штрафов”, — рассказала Екатерина Соловьева.
Примерно треть жалоб, поданных в ФАС со стороны участников аукционов, связана с отказами в допуске к торгам. Но, по мнению заместителя начальника Московского УФАС, в большинстве случаев нарушения законодательства при проведении аукционов обусловлены вовсе не коррупционной составляющей, а незнанием законов. “Членам комиссий по проведению аукционов просто лень тщательно изучить соответствующие законы и подзаконные акты, — считает Екатерина Соловьева. — После наложения на них штрафов они внимательно изучают эти законы и новых ошибок, как правило, не делают. Разумеется, есть люди, которые совершают нарушения вполне осознанно. Но все их в общем-то примитивные уловки (попытки найти лазейки в законе) практически моментально “раскусываются” нашими специалистами, имеющими высшее юридическое образование”.
Интересно отметить, что все штрафы, наложенные на организаторов аукционов по размещению госзаказа, идут исключительно в федеральный бюджет, а сотрудникам УФАС никакие “роялти” от общей весьма внушительной суммы этих взысканий не перепадают. Зато в процессе выявления правонарушений сотрудники УФАС получают хорошую практику, повышают свою квалификацию и в дальнейшем пользуются большим спросом со стороны как участников, так и организаторов аукционов.
В свое время было много разговоров о том, что решение о выборе лишь пяти площадок для проведения электронных конкурсов и аукционов в рамках обеспечения государственных закупок (“Единая электронная торговая площадка”, “ММВБ — Информационные технологии”, площадка Республики Татарстан, “Сбербанк-АТС” и “Индексное агентство РТС”) само по себе является нарушением антимонопольного законодательства. “Соответствующие жалобы доходили до самых высших инстанций, — отмечает Екатерина Соловьева. — Но все они в итоге были признаны необоснованными”.
Напомним: вопросы конкуренции и ограничения монополистической деятельности в российском законодательстве регулируются Конституцией РФ: Статья 8 Основного закона страны закрепляет главный принцип рыночной экономики — свободу конкуренции, статьей 34 запрещена экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а статья 74 провозглашает на территории Российской Федерации существование единого экономического пространства в государстве — необходимое условие поддержки конкуренции. Ряд антимонопольных норм содержится в Гражданском кодексе РФ, в специальных антимонопольных законах — Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” и федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, а также в ряде иных нормативных актов.
В Москве помимо федерального законодательства правовые вопросы здоровой конкуренции в экономике города регулируются документами Московского Правительства — постановлением от 29 декабря 2009 г. № 1480-ПП “О мерах по развитию конкуренции в городе Москве на 2010—2012 гг.” и распоряжением от 15 июля 2009 г. № 1559-РП “О мерах по разработке Программы развития конкуренции в городе Москве на 2009—2012 гг.”.
Функции и полномочия ФАС России, в частности Московского УФАС в сфере контроля над размещением госзаказов определены федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.