Внедрение технологии управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM) — это не просто развертывание приложений. Основу PLM-среды составляют информационные технологии, но чтобы в полной мере получить преимущества PLM, следует улучшить бизнес-процессы и объединить эту среду другими бизнес-системами. Поэтому при выборе PLM-решения следует не только оценить функционал, но и понять, как это ПО вписывается в ИТ-инфраструктуру предприятия, соответствует его культуре и отвечает целям бизнеса.
Аналитическая компания CIMdata, специализирующаяся в области САПР и PLM, предлагает список из десяти наиболее важных вопросов, которые заказчик должен задать поставщику PLM. Эти вопросы выбраны на основе опыта аналитиков и опроса промышленных компаний, которые либо задавали их в процессе выбора подходящего решения, либо уже потом поняли, что их нужно было задать.
1. Как вы поддерживаете проектирование и внесение изменений в среде, включающей разные САПР, предназначенные для проектирования механических устройств?
Значение вопроса. Большинство компаний работает не в одиночку, а вместе с партнерами, поставщиками и заказчиками. Поэтому в процессе разработки изделий им приходится иметь дело с информацией, созданной в разных САПР. Возможность использования (просмотра, проверки и редактирования) моделей из различных источников чрезвычайно важна для эффективной совместной работы.
Оценка ответа. Чтобы узнать подробности, следует задать не один, а целый ряд вопросов. Какие САПР поддерживаются? Как обеспечивается возможность использования данных из разных САПР? Как реализован импорт и экспорт информации? Есть ли средства для просмотра сборок, созданных из деталей, полученных из разных САПР? Какой файловый формат применяется для работы с такими сборками? Можно ли вносить изменения в модели из разных САПР таким образом, чтобы эти изменения автоматически отражались в исходной системе? Предусмотрено ли управление версиями изделий в ходе редактирования?
2. Как вы поддерживаете интеграцию систем, предназначенных для проектирования механических устройств, проектирования электронного оборудования, средств разработки ПО и инструментов управления конфигурациями?
Значение вопроса. Сейчас все больше изделий относятся к классу мехатроники, т. е. включают механические, электронные и программные компоненты. Предприятиям необходимо убедиться, что они могут их эффективно интегрировать в процессе проектирования и что изменения, внесенные в один из компонентов, будут правильно отражены во всех остальных.
Оценка ответа. Следует определить, какие системы проектирования механических, электронных и программных компонентов поддерживаются и как они интегрируется для реализации единого процесса. Нужно понять, как информация об изменениях передается между разными системами и насколько согласованно выполняется управление конфигурациями. При этом стоит обратить внимание не только на предлагаемый функционал, но и на то, как он реализуется и насколько подходит к вашей рабочей среде и процессам.
3. Как ваше решение обеспечит стандартизацию наших бизнес-процессов, а также замену и/или консолидацию наших приложений?
Значение вопроса. Внедрение PLM открывает перед предприятием возможность усовершенствовать бизнес-процессы и рационализировать ИТ-среду. Возможно, вы захотите упростить бизнес-процессы или сократить число разрозненных приложений, заменив их одним интегрированным решением. Такая стандартизация позволяет уменьшить сложность рабочей среды, снизить расходы на поддержку и обновление ПО, а также упростить работу сотрудников, позволив им через единый интерфейс обращаться к различным источникам информации.
Оценка ответа. Поставщик PLM должен объяснить, как можно использовать его систему для стандартизации процессов, какие изменения он рекомендует и какие интегрированные решения он может предложить для замены множества разрозненных приложений. Вам следует понять, насколько полно предложенное решение отвечает вашим требованиям и какие дополнительные модули этого или другого поставщика нужно приобрести. Кроме того, следует оценить влияние такой замены на работу других организаций, с которыми вы сотрудничаете. Смогут ли они использовать новое интегрированное решение или оно не способно удовлетворить их запросы?
4. Как по мере роста бизнеса можно расширять ваше решение, добавляя к базовому функционалу более развитые PLM-функции?
Значение вопроса. Поставщики PLM развивают свои системы, добавляя новые возможности. Следует понять, как построен предлагаемый комплект решений с точки зрения возможностей наращивания функционала. Вам надо убедиться, что расширение PLM-среды можно выполнять органично, не внедряя и не перенастраивая все заново. Ваша PLM-среда должна плавно эволюционировать по мере роста потребностей, а вы должны оценить затраты и сложности такого расширения.
Оценка ответа. Следует понять, основаны ли новые функции на прежней ИТ-архитектуре и модели данных. Не меняется ли парадигма пользовательского интерфейса, иначе сотрудников придется переобучать. Чтобы оценить затраты, важно определить, что нужно приобрести для внедрения новых возможностей, какие дополнительные приложения, модули, лицензии, настройки и услуги по поддержке. Также надо понять, сможет ли ваша ИТ-инфраструктура поддерживать новые функции или ее придется расширять или заменять, и выяснить, какие инструменты для обновления, перехода и расширения предлагает поставщик, как они работают и какой уровень автоматизации обеспечивают.
5. Какие передовые методы поддерживает ваше решение и как с их помощью мы сможем удовлетворить требования нашего бизнеса?
Значение вопроса. Поставщики PLM предлагают заранее настроенные решения для разных отраслей и направлений бизнеса, которые позволяют заказчикам сократить время и затраты на внедрение. Следует узнать, какие передовые методы (best practice) реализованы, чтобы определить, какое решение подходит для вашего бизнеса.
Оценка ответа. Нужно получить подробное описание передовых методов и выяснить, почему поставщик их вам предлагает. Настроены ли они на вашу отрасль и вашу бизнес-модель? Поддерживаются ли в них отраслевые стандарты и каким образом? Сможете ли вы без лишних затрат настроить предлагаемое решение для учета организационных особенностей вашего предприятия? Что включено в решение, а что в него не входит? Каким образом это решение встроено в PLM-среду?
6. Как вы обеспечиваете безопасное взаимодействие в рамках нашего предприятия и сотрудничество с внешними организациями?
Значение вопроса. В условиях глобализации почти каждая компания имеет распределенную структуру и работает с партнерами, поставщиками и заказчиками. Необходимо эффективно организовать такое сотрудничество, обеспечив при этом защиту своей интеллектуальной собственности.
Оценка ответа. Следует понять, какие средства защиты предусмотрены в PLM-решении. Какие протоколы защиты поддерживаются? Как вы можете конфигурировать PLM-среду для взаимодействия внутри корпоративной сети, за ее пределами, в демилитаризованной зоне (DMZ) и т. д.? Как поддерживается управление цифровыми правами? Как обеспечивается ограничение прав доступа пользователям к информации об изделии в зависимости от того, с какими программами и партнерами вы имеете дело, чтобы можно было работать вместе с конкурентами, сохраняя при этом контроль над своей интеллектуальной собственностью.
7. Основаны ли все ваши PLM-приложения на одной и той же архитектуре, модели данных и стандартах (и каковы они)?
Значение вопроса. Важно сократить сложность вашей PLM-среды. Это упрощает расширение и совместное использование информации, сокращает стоимость поддержки.
Оценка ответа. Сложность PLM-среды в сильной степени зависит от ее архитектуры. Поэтому следует узнать, построено ли PLM-решение на единой, унифицированной архитектуре и модели данных. Предусмотрен ли в нем согласованный, контекстно-ориентированный интерфейс, настроенный на роли и задания пользователя и не зависящий от функционального модуля, в котором он работает? Какие ИТ-стандарты поддерживаются и соответствуют ли они вашим корпоративным стандартам? Как поставщик собирается развивать архитектуру в краткосрочном и долговременном плане?
8. Какие предусмотрены инструменты для конфигурирования и расширения модели данных, пользовательского интерфейса, функционала, рабочих процессов (workflow), отчетов и т. д.?
Значение вопроса. Ни одно PLM-решение невозможно использовать сразу в готовом виде. Чтобы получить максимальную отдачу от вложенных в него инвестиций, нужно настраивать его в соответствие с меняющимися требованиями бизнеса и процессами без перепрограммирования или внесения значительных изменений.
Оценка ответа. Важно понять, какой уровень настройки поддерживает поставщик и в каких областях, имеются ли ограничения, которые могут потребовать заказной разработки. Предусмотрены ли для настройки графические инструменты для администратора (или пользователей)? Как можно перенести настройки при переходе на новую версию PLM-решения? Как обеспечивается обратная совместимость для новых версий?
9. Как предлагаемое PLM-решение можно интегрировать с имеющимися бизнес-системами и процессами?
Значение вопроса. PLM-система — это корпоративное решение, которое должно взаимодействовать с другими бизнес-приложениями и системами. Нужно узнать, какие методики интеграции, инструменты и технологии поддержки этой интеграции предоставляет поставщик, имеются ли готовые интегрированные решения (например, объединяющие САПР c ERP или с SCM).
Оценка ответа. Публикует ли поставщик API-интерфейсы для приложений и других средств? Входит ли в комплект поставки полный набор таких интерфейсов? С какими бизнес-приложениями может интегрироваться PLM-система? Как реализуется такая интеграция, с помощью каких инструментов, на базе каких стандартов? Поддерживаются ли отраслевые стандарты?
10. Как можно масштабировать PLM-архитектуру для удовлетворения меняющихся требований бизнеса?
Значение вопроса. По мере развития бизнеса вам придется расширять масштаб вашей PLM-среды, чтобы использовать дополнительные функции и возможности. Следует узнать, можно ли наращивать функционал поэтапно. Выясните у поставщика размеры и типичные конфигурации самых масштабных внедрений его решения. Нужно заранее определить, способно ли предлагаемое решение поддержать после расширения потенциальное число пользователей, объем данных и уровень производительности. Иначе через несколько лет может оказаться, что выбранное PLM-решение достигло пределов своих возможностей.
Оценка ответа. Следует попросить поставщика привести примеры того, как ваше решение можно настроить на использование в распределенной среде для расширения функционала и производительности. Как удаленные пользователи смогут получать доступ к различным типам данных, например к метаданным о файлах или CAD-моделям. Эти сведения помогут вам лучше настроить рабочие процессы и пользовательские интерфейсы. Существуют ли границы расширения и от чего они зависят. Соберите отзывы у компаний, развернувших предлагаемое решение в большом масштабе. Узнайте, с какими проблемами они столкнулись в процессе роста и как им помогал поставщик. Получите у поставщика оценку производительности, например скорость передачи файлов, время реагирования на запросы пользователей и т. д.
Заключение. Выбрать подходящее PLM-решение нелегко. Используйте эти десять вопросов, чтобы лучше понять свои потребности, узнать, способен ли поставщик их удовлетворить, и определить, какие действия вам придется предпринять для достижения успеха (например, провести обучение, внести изменения в процессы и т. д.). Не забудьте выяснить затраты на внедрение и расширение PLM-решения, чтобы оценить стоимость владения и окупаемость инвестиций.