Свое пятилетие компания “ДоксВижн” фактически отметила еще в прошлом году (объявление о ее создании было сделано в мае 2005 г. на выставке DOCFLOW), однако решила официально отчитаться о первой пятилетке лишь сейчас, в феврале 2011-го, приурочив это к подведению итогов календарного года.
Говоря о российской отрасли СЭД, мы регулярно отмечаем, что это направление уже давно является одним из наиболее интересных и весомых сегментов нашего софтверного рынка. Более того, если учитывать чисто отечественную составляющую, то и самым весомым. Его отличительной чертой помимо прочего является активная работа в этой сфере большого числа игроков, причем весьма самобытных, не похожих друг на друга. В России нет общепризнанных рейтингов СЭД-поставщиков, но в целом можно сказать, что “ДоксВижн” — один из лидеров этого рынка, во всяком случае имея в виду известность бренда, общую маркетинговую активность и ее нацеленность на использование новейших технологий, архитектурных подходов и бизнес-моделей.
Впрочем, нужно сказать, что реальная история “ДоксВижн” началась не в 2005 г.: в тот момент произошло выделение в самостоятельный бизнес СЭД-направления петербургской компании Digital Desing с уже хорошо известным продуктом DocsVision, который тогда был представлен версией 3.5 . При этом появление новой компании ознаменовало в 2005-м очень важный для российской СЭД-отрасли момент: DocsVision стала первым российским игроком, реализующим чисто вендорскую модель бизнеса, отдав полностью задачи внедрения и сопровождениям своим партнерами.
Отметим, что особенностью системы DocsVision изначально была и остается до сих пор ее принципиальная ориентация на использование технологий Microsoft — именно в этом продукте первыми в России применялись многие инновации американской корпорации. Тут можно вспомнить, что первый прототип системы был сделан в 1998 г. — он назывался OfficeClerk — на базе тогда только набиравшего популярность Exchange Server. Через год было решено создавать полноценную систему управления документами и бизнес-процессам DocsVisions, спустя четыре года ее версия 2.0 стала первым российским тиражным решением, реализованным на только что появившейся платформе .NET Framework.
Как сообщил президент “ДоксВижн” Владимир Андреев, который является главным архитектором и идеологом программной системы с момента создания ее прототипа тринадцать лет назад, в прошлом году объем продаж ее лицензий вырос на 44% и достиг 3,5 млн. долл. В настоящее время продукт представлен версией 4.5, которая в прошлом году была сертифицирована ФСТЭК по 5-му классу защищенности. Его внедрением занимается более 80 партнеров по всей территории СНГ. Однако, по мнению г-на Андреева, главным итогом развития “ДоксВижн” за эти годы стало даже не столько увеличение количественных показателей, сколько качественные изменения в бизнесе компании и ее позиционировании на рынке.
Говоря об этапах развития фирмы, он отметил, что на 2006—2009 гг. пришелся период проникновения продукта на рынок и отработки технологий. Затем, закрепившись на рынке малых и средних заказчиков, компания начала продвижение в сторону более масштабных проектов, появились проекты в российских компаниях из списка ТОП 100. Руководитель “ДоксВижн” привел такие данные о росте среднего размера внедрений (по числу рабочих мест): 2008 г. — 30 лицензий, 2009-й — 72, 2010-й — 224. При этом 90% заказчиков масштабировали и развивали первоначальные проекты на базе DocsVision. В целом же диапазон реализуемых проектов на основе этой системы уже сегодня составляет от 5 тыс. до 10 млн. долл.
В 2008 г. компания представила на российском СЭД-рынке первый и пока, кажется, единственный на нашем рынке SaaS-сервис на базе DocsVision . Правда, по признаниям (не раз звучавшим и ранее) Владимира Андреева, пока это облачный вариант работы заказчики используют почти исключительно в целях предпроектного изучения возможностей системы.
Одной из актуальных проблем на российском рынке СЭД/ECM является систематизация решаемых задач и классификация представленных здесь программных решений. “ДоксВижн” позиционирует свое ПО DocsVision в качестве платформы, для которой имеется набор готовых прикладных модулей (например, “Канцелярия”), но все же основной акцент делается на возможности быстрой разработки нужного варианта конкретного решения для конкретного заказчика. Такой подход руководитель компании объясняет очень невысоким уровнем регламентации и стандартизации в России бизнес-процессов по управлению документами, и как следствие — высокой степенью “уникальности” каждого отдельного проекта. При этом разработчики рассматривают проблематику управления документами не как автономную прикладную задачу (именно представление о такой “автономности” очень характерно для нашего СЭД-рынка), а как часть единой корпоративной системы управления предприятием. Поэтому в DocsVision изначально уделяется большое внимание вопросам интеграции с разного рода корпоративными системами (ERP, почта, офисные приложения и пр.).
Отметим, что отражением нового уровня позиционирования компании стал и проведенный в конце прошлого года ребрендинг — ее имя стало писаться по-русски: это, безусловно, очень правильный шаг с точки зрения маркетинга на отечественном рынке. В этом же контексте нужно сказать об усилении менеджмента “ДоксВижн”, точнее о разделении функций стратегического и оперативного руководства: в 2010 г. появилась выделенная должность генерального директора, которую заняла Юлия Федорович, ранее работавшая исполнительным директором компании “Промт”.
Говоря о стратегии развития “ДоксВижн” и ее ПО, Владимир Андреев сказал, что она во многом определяется основными тенденциями российского СЭД-рынка в целом: выход этих систем за границы традиционного делопроизводства, включение в контур СЭД новых слоев пользователей, в том числе первых лиц, ориентация на быструю отдачу и использование готовых типовых решения. Особенно был отмечен тренд в сторону облачных моделей, которые пока проходят у нас стадию изучения со стороны заказчиков. “ДоксВижн” уже в этом году планирует запустить новый вариант своего сервиса DocsVision Live 2011, в котором будет реализован вариант “попробуй и купи”.
Было также сообщено о намерениях компании выйти на международный рынок. Впрочем, такие планы анонсировались ее руководством еще два-три года назад. Президент “ДоксВижн”, отвечая на вопрос, каких успехов удалось достичь в этом направлении, высказался в том плане, что выросло понимание актуальности этой задачи и убежденности в необходимости двигаться в данном направлении.