Завершился опрос читателей PC Week/RE, посвященный использованию открытого ПО в корпоративном секторе. Можно приступить к анализу результатов.
Вопрос 1. Какую долю открытое ПО занимает в ИТ-инфраструктуре вашей организации?
Ответы читателей распределились следующим образом:
- используется и на серверах, и на рабочих местах — 49,47%;
- ограниченно используется на серверах — 25,26%;
- не используется — 11,58%;
- ограниченно используется на рабочих станциях — 10,53%;
- вся инфраструктура основана на открытом ПО — 4,21%;
- используется на большинстве серверов — 2,11%.
Согласно этим данным, мнение об исключительно серверной ориентации свободного ПО можно смело записывать в разряд мифов. Возможно, когда-то так оно и было. Но сейчас не заметно очень большой разницы между данными по серверам и рабочим станциям.
Действительно, на серверах открытое ПО эксплуатируют примерно 80% опрошенных. А на рабочих станциях — 65%. Согласитесь, ожидаемая разница была значительно больше.
Обратите внимание на еще один любопытный момент. Большинство опрашиваемых заявили, что используют открытые решения и на серверах, и на рабочих станциях. Вероятнее всего начиналось все с первого, а вот потом пользователи пришли к выводу о том, что иметь дело с гетерогенными системами несколько сложнее, чем с однородными.
Тем более, что открытые приложения для рабочих станций уже практически догнали своих закрытых конкурентов по функциональности. Если не перегнали...
Несмотря на то, что вопрос про открытое ПО для Windows явно не звучал, некоторые выводы сделать можно. Эта категория предприятий попадает в разряд “ограниченно использующих на рабочих станциях”.
Оказывается, таких всего в два раза больше, чем полностью перешедших на открытые решения. Таким образом, Linux может вполне серьезно рассматриваться как корпоративная платформа.
Наконец, данные об отказах от использования СПО. Согласно опросу получается, что это каждое десятое предприятие. Много это или мало? Все таки — скорее второе, чем первое.
Вопрос 2. Какое открытое ПО используется в ИТ-инфраструктуре вашей организации?
Ответы читателей таковы:
- офисные приложения — 69,47%;
- серверные операционные системы — 55,79%;
- клиентские операционные системы — 41,05%;
- серверы электронной почты и совместной работы — 41,05%;
- СУБД — 37,89%;
- управление веб-контентом и веб-серверы — 34,74%;
- виртуализация — 31,58%;
- мониторинг и управление сетью — 31,58%;
- управление документами, документооборот, корпоративные порталы — 16,84%;
- связующее и платформенное ПО (middleware) — 10,53%;
- другое — 9,47%.
Лидер списка вполне предсказуем. Вероятнее всего под офисным приложением подразумевается OpenOffice.org. Ничего нового мы не узнали, однако одну любопытную деталь все же хочется отметить.
Цифры говорят о том, что большинству предприятий (их почти 70%) нисколько не мешает несовместимость форматов свободного и проприетарного пакетов. Как-то умудрились они решить проблему, которая в определенных кругах считается критической.
К сожалению, формат опроса не предполагает выяснения каких-то подробностей. Хотя этот вопрос очень интересен и ждет своего исследователя.
Крайне неожиданным оказалось место веб-серверов. Согласно многочисленным исследованиям свободное ПО явно доминирует на веб-серверах. Но наш опрос показал, что ситуация обстоит не так радужно, как считают сторонники открытых решений.
Возможно, дело тут в том, что те исследования проводились в мировом масштабе, а наша выборка куда менее презентабельна. Впрочем, если принять во внимание, что наши небогатые школы без особого энтузиазма воспринимают переход на свободные решения, то проще всего списать эту загадку на очередной парадокс русской души.
Кстати, и в этом разделе видно, что разрыв между серверными и клиентскими системами очень невелик. Десять с небольшим процентов — это действительно немного.
Наконец, о главном — о деньгах. Если посмотреть на области применения открытого ПО в корпоративном секторе, то станет видно, что без грамотной технической поддержки поставленные задачи вряд ли могут быть успешно решены.
И не только по причине их сложности. Трудоемкость — вот главное. Например, развернуть систему управления документами — это работа не на один день. И даже не на одну неделю.
Только очень крупные компании с большим числом филиалов могут позволить себе иметь ИТ-отдел, который по своим возможностям равноценен крепкому предприятию.
А ведь у нас в стране (особенно в регионах) не так много компаний, готовых оказывать услуги по установке и, самое главное, настройке открытых программ и их адаптации к нуждам конкретного пользователя. Стоит ли ожидать в ближайшем будущем заметного роста в этом сегменте рынка? Скорее да, чем нет.
Вопрос 3. На чем основывается в вашей организации решение о внедрении открытого ПО?
Читатели ответили так:
- опыт и знания ИТ-персонала организации — 75,79%;
- расчеты экономических показателей, таких как ТСО, ROI, NPV — 22,11%;
- успешные внедрения в схожих по размеру и сфере деятельности компаниях — 21,05%;
- выполнение пилотного проекта — 13,68%;
- аналитика в электронных и бумажных СМИ — 11,58%.
- другое — 15,79%.
Своим верим больше — это утверждение получило очередное доказательство. Казалось бы, налицо явное противоречие с высказанным выше тезисом о необходимости технической поддержки.
Тем не менее знать и сделать — это разные вещи. Хотя бы с экономической точки зрения, поскольку дело подразумевает не только головы, но и руки, которые тоже стоят денег. Компетенция ИТ-отдела — это хорошо, но мало.
Тем не менее субъективные показатели являются определяющими. Вероятнее всего, дело тут в ответственности. Точнее — в наличии сотрудника (или сотрудников), компетенция которых позволяет возложить на них ответственность за конечный результат.
Помимо этого опрос показал важность практики. Рейтинг расчетов экономических показателей практически совпадает с рейтингом успешных внедрений.
Отсюда вывод. Компании должны уделять больше внимания так называемым кейсам. Пример соседа заразителен, особенно положительный.
Более 13% опрошенных приняли решение о внедрении открытого ПО после выполнения пилотного проекта. К сожалению, из опроса нельзя понять, сколько предприятий шли таким путем, чтобы узнать процент успешных завершений “пилота”.
Наконец, нельзя не отметить роль СМИ. Более 10% — вполне приличный результат, если принять во внимание любовь нашего бизнеса к кулуарным методам работы.
Поскольку общая сумма процентов получилось больше ста (это возможно, так как позволялось выбирать несколько вариантов), то вывод из этого однозначный: для успешного продвижения открытых решений на рынок нужны комплексные меры. В первую очередь — действия, направленные на повышение компетентности и лояльности пользователей. Ведь именно субъективный опыт персонала является решающим в большинстве случаев.
В заключение хотел бы поблагодарить участников опроса. Должен также сказать, что его результаты обязательно будут учтены нами при формировании программы конференции Russian Open Source Summit — 2011, которая пройдет в Москве 12 апреля.