В начале марта в Москве подписано предварительное соглашение между пятью участниками рынка сотовой связи о совместном использовании инфраструктуры Yota (“Скартел”) для предоставления услуг LTE. Такой подход способен существенно ускорить внедрение 4G-сетей в стране, но его реализация может оказаться непростым делом. Он не отменяет проведения самостоятельных программ для всех компаний-участников, требует последующей расчистки радиочастотного спектра и совершенствования законодательной базы.
Поиск частот для четвертого поколения сотовой связи дал неожиданный результат. В рамках встречи председателя Правительства РФ Владимира Путина с представителями ведущих российских телекоммуникационных компаний было подписано соглашение о приобретении операторами “большой тройки” и “Ростелекомом” доли в группе Yota. Последняя будет строить на имеющихся у нее частотах сеть LTE, которой вместе с ней смогут воспользоваться и другие участники соглашения.
Договор позволяет сдвинуть с мертвой точки процесс внедрения технологии LTE в России, временно переместить вопросы конверсии и распределения частот на второй план и заняться развитием инфраструктуры уже сейчас. В определенном смысле процесс продвижения LTE уже пошел, причем по мере его реализации может быть опробована новая для нашей страны модель подхода к развитию инфраструктуры, когда ведущие компании будут использовать общие ресурсы сети.
“Сейчас развитие средств связи достигло такого этапа, когда строительство новых сетей обходится компаниям всё дороже, а абоненты привыкли к тому, что стоимость услуг при использовании этих технологий снижается, — заявил министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев. — Речь идёт о том, чтобы попытаться создать новый подход к развитию инфраструктуры, когда крупнейшие компании могут, объединив усилия, использовать такую инфраструктуру”.
По мнению министра, это поможет компаниям экономить на капитальных и операционных затратах, и соответственно их услуги будут обходиться пользователям дешевле. Сеть будет строиться быстрее и станет доступна не только в крупных городах, как сейчас, но и в небольших населённых пунктах.
Следует подчеркнуть еще одну особенность нынешнего соглашения о кооперации. Она состоит в том, что число операторов LTE-рынка будет расширено как минимум до пяти по сравнению с тремя утвержденными провайдерами 3G-сетей. Это позволяет надеяться на появление более широкой конкурентной среды и на лучшие условия для удовлетворения запросов пользователей.
Сейчас уже становятся известны некоторые особенности реорганизации “Скартела” после того как начнётся выполнение соглашения. Бизнес “Скартела” будет разделен на две части — инфраструктурную и сервисную. Инфраструктурой будет управлять сам “Скартел” под брендом Yota Networks, а обслуживанием абонентов и продвижением услуг мобильной связи четвертого поколения в стандарте LTE займётся специально созданная компания ООО “Йота”.
Обе компании до 2014 г. будут принадлежать нынешнему владельцу “Скартела” — Yota Holding. В 2014-м МТС, “Вымпелком”, “МегаФон” и “Ростелеком” получат возможность выкупить по 20%-ной доле в Yota Networks, а “Йота”, вероятнее всего, продолжит самостоятельное обслуживание клиентов под брендом Yota. Таким образом, на инфраструктуре “Скартела” будет создано несколько виртуальных операторов.
До 2014 г. Yota планирует построить LTE-сеть из 20 тыс. базовых станций в 180 городах страны. Общий объем затрат на создание этой инфраструктуры оценивается в 2 млрд. долл., которые компания будет привлекать самостоятельно. В текущем году Yota намерена построить 6 тыс. базовых станций LTE, что потребует финансирования в объеме 600 млн. долл.
Пять компаний будут работать в сети Yota в режиме виртуальных операторов. К сожалению, до сих пор создание MVNO (Mobile Virtual Network Operator) в России шло отнюдь не так успешно, как хотелось бы участникам рынка. На практике процесс оформления разрешительных документов растягивается на годы. Надо полагать, что после начала действия соглашения по LTE Минкомсвязи все же придется убрать препятствия на пути создания MVNO и на деле открыть путь для развития данного типа предприятий.
Стоит отметить, что реализация соглашений не решит всех проблем развития 4G-сетей в стране. Частотного ресурса Yota на всех пятерых участников процесса явно не хватит, и Минкомсвязи придется продолжить нудную работу с силовыми структурами по поводу конверсии радиочастотного спектра. Так что предстоят серьезные временные и финансовые затраты с целью расчистки диапазонов частот для LTE.
По словам генерального директора Yota Дениса Свердлова, окончательное соглашение о совместном использовании сети LTE и о выкупе участниками долей в этой сети должно быть подписано в июне нынешнего года. Хватит ли оставшегося времени для составления всех необходимых документов и обеспечения участников радиочастотным ресурсом, пока не ясно.
Между тем и операторы “большой тройки”, и “Ростелеком” заявляют о намерении продолжить работу в рамках консорциума, ранее созданного по инициативе Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) для исследования возможности развертывания сетей LTE в разных частотных диапазонах. В той или иной форме у них уже существуют корпоративные концепции продвижения беспроводного широкополосного доступа (ШПД) во всех подходящих для этого участках радиочастотного спектра.
Операторы “большой тройки”, например, продолжают строить инфраструктуру 3G, которая может служить базисом для сети связи четвертого поколения. Они прокладывают необходимые для создания ШПД в стране магистрали, внедряют базовые станции и другое сетевое оборудование, которое совместимо с 4G. И LTE-экспромт с использованием сети Yota никак не отменяет начатых работ, а лишь вписывается в эти планы как одна из составных частей.
Так что наряду с выполнением соглашения ведущим участникам рынка придется скорректировать и более четко сформировать собственные программы освоения LTE и параллельно реализовать их самостоятельно в рамках ранее запланированных ресурсов и проектов. Более того, не исключено, что окончательный документ по тем или иным причинам может не устроить кого-то из нынешних “подписантов” протокола о намерениях. И самостоятельный путь может оказаться для него или для них единственно возможным.
С развитием сетей 4G главным драйвером роста для компаний сотовой связи станет передача данных. Операторы понимают, что в ближайшей перспективе важнейшим источником доходов будет мобильный интернет-доступ, который даст заработки, несопоставимые с поступлением финансов от традиционного голосового трафика. При этом их интерес заключается не только в желании работать в новом формате, а в первую очередь в самом факте приобретения доступа к 4G-сетям, что необходимо операторам для увеличения собственной рыночной капитализации.
Поскольку за бортом соглашения остались десятки малых операторов связи, не исключено, что появятся компании, которые захотят оспорить этот документ, увидев в нем дискриминационные аспекты и признаки сговора крупных игроков рынка. Например, дискаунтер Tele2 неоднократно заявлял о своем интересе к технологии LTE и проявил готовность сотрудничать в рамках консорциума ГКРЧ. Но получит ли он в итоге какое-либо место на LTE-рынке, еще вопрос.
Наверняка и другие компании, как входящие в АРОС ( Ассоциацию региональных операторов связи), так и вне ее, пожелают включиться в процесс освоения LTE. Хотя и без них участников соглашения ждут немалые проблемы, которые и так придется преодолеть в ходе реализации MVNO-альянса.
Между тем АРОС приветствует этот небывалый по размаху и сложности эксперимент крупнейших операторов России, считая, что совместное строительство и использование сетей — эффективная бизнес-модель, уже не первый год применяемая в европейских странах.
“В России до сих пор не было даже попыток совместного использования сетей, — говорит президент АРОС Юрий Домбровский. — И тут столь масштабная новость: сразу пять операторов и создание грандиозной инфраструктуры и сети, покрывающей необъятные просторы нашей страны! Такого не видел мир. Ведь в компактных европейских сетях сотрудничают лишь по два оператора”.
Он предвидит массу трудностей и противоречий, которые придется преодолевать флагманам российских телекоммуникаций. Всем пяти операторам предстоит работать в сети Yota в качестве виртуальных. Ибо иного не предусмотрено российскими правилами.
“Мне приходилось держать в руках MVNO-соглашения между двумя западными операторами, — продолжает он. — Это документ в несколько сотен страниц, прописывающий все алгоритмы, способы разрешения конфликтов, коммерческие и технические ограничения. Представляю, какая недюжинная работа предстоит юристам наших крупнейших компаний связи. Ведь пока в России даже нет ни одного реализованного масштабного MVNO-проекта. Но начало положено. Надеюсь, отныне совместное строительство сетей во всех диапазонах радиоспектра LTE, от 700 до 3600 МГц, высвобождаемых для гражданских нужд, скоро станет реальностью. На благо телеком-индустрии, операторов, конкуренции и, главное, российских потребителей”.