Меняющиеся экономические условия и новые технические возможности требует от ИТ-поставщиков предоставления корпоративным заказчикам средств и услуг качественно более высокого уровня. Отталкиваясь от этого тезиса — впрочем, скорее относящегося к категории вечных истин, — директор департамента программных решений HP в России Андрей Кутуков представил в Москве стратегию развития ПО своей компании, нацеленную на обеспечение для заказчиков возможности построения инновационных предприятий.
Отметим, что несмотря на нынешнюю популярность термина “инновации” оценить по одному лишь названию уровень инновационности самой стратегии HP не так-то просто. Английский вариант — Instant-On Enterpise — вносит несколько большую ясность, поскольку тут видно, что в отличие от модели адаптивного предприятия, на которую HP ориентировалась в первом десятилетии нынешнего столетия, сейчас акцент делается не только на возможность адаптации ИТ к изменяющимся бизнес-условиям, но и на скорость такой реакции и даже более того, на использование проактивных схем изменения ИТ.
Поясняя эти терминологические нюансы, руководитель российского софтверного направления HP отметил, что речь идет о разного рода тенденциях, определяющих роль ИТ для бизнеса, среди которых одной из ключевых является смещение взаимодействия между бизнесом и ИТ в сторону сервисных моделей отношений. В таком случае ИТ-подразделение предприятия превращается из вспомогательной структуры в поставщика не только ИТ-услуг, но и ИТ-ресурсов в виде сервисов. При этом одновременно с моделью отношений трансформируется и вся ИТ-система предприятий, включая как ее инфраструктурную, так и прикладную составляющие.
В этой ситуации HP видит свою цель не только в решении традиционных задач управления ИТ, как это было еще несколько лет назад, но и в обеспечении такой трансформации ИТ (включая и приложения) и их оптимизации. И как раз, имея в виду расширение круга проблем корпоративных заказчиков, корпорация активно развивает и расширяет семейство программных продуктов BTO (Business Technology Optimization, оптимизация бизнес-технологий). Важным аспектом трансформации и модернизации ИТ-систем предприятий — на это обратил особое внимание начальник отдела подготовки технических решений департамента программных решений HP в России Артур Гиоев — является использование гибридных моделей, подразумевающих оптимальное сочетание традиционных ИТ и облачных структур, причем как публичных, так и частных.
В подтверждение тезиса о лидирующий позиции HP в сфере управления корпоративными ИТ Андрей Кутуков привел данные ряда маркетинговых исследований в мире. В частности, согласно сведениям IDC (см. рисунок) доля HP в этом направлении, по итогам IV квартала 2010 г., составляет около 50%, что почти в два раза больше, чем у ближайшего конкурента. При этом было подчеркнуто, что компании удалось решительным образом переломить негативную тенденцию снижения этой доли, наблюдавшуюся в течение первых трех кварталов прошлого года.
Отдельным важным направлением работы подразделения программных решений HP является вопрос управления хранением данных. Ситуация в этой сфере достаточно очевидна: в условиях гигантских темпов роста объемов информации традиционные подходы решения этих задач, при которых информация воспринимается исключительно в технологическом смысле, как наборы абстрактных байтов, уже не являются оптимальными. Даже принимая во внимание растущие технические возможности устройств хранения и быстрое снижение их относительной стоимости, необходимо переходить к решению задач хранения с учетом смыслового содержания информации. Иными словами, переходить от управления информацией к управлению контентом (ECM).
Наверное, одной их первых на рынке такую постановку осознала корпорация EMC, купив компанию в 2003 г. Documentum и начав развитие собственного ECM-направления. С задержкой почти в пять лет по этому же пути двинулась и HP, купив в марте 2008-го австралийскую компанию Tower Software с ее продуктом TRIM для управления записями (records). Андрей Кутуков сообщил, что в конце прошлого года была закончена локализация данного решения для российского рынка и сейчас компания начинает его продвижение в нашей стране, в том числе в комплекте с ПО Data Protector.
В ходе представления этой связки продуктов было сказано об их преимуществах по стоимости совокупной владения и скорости внедрения сравнительно с конкурирующими предложениями (конкретные имена не назывались, но можно догадываться, что речь шла о продуктах EMC и IBM, хотя нужно сказать, что на этом рынке выступает также и Microsoft). Было также заявлено о решимости HP в деле помощи российским предприятиями в их реорганизации документооборота. В том числе были оглашены весьма привлекательные для заказчиков перспективы: уменьшить издержки по сравнению с бумажным документооборотом на 70%, обеспечить рост производительности труда персонала на 65% и снизить стоимость затрат на поиск информации на 80%. Судя по всему, эти данные были взяты из исследований зарубежных рынков: подобный оптимизм в отношении российских перспектив вполне простителен для новичков отечественного рынка документооборота. Хотя, с другой стороны, порой именно незнание реальных трудностей помогает в их преодолении.