Осенью прошлого года компания “АйТи” в партнерстве с Санкт-Петербургским государственным университетом информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) выиграла конкурс* Минобрнауки со своим проектом по созданию многопрофильной инструментально-технологической платформы и развертыванию на ее основе комплекса поддержки инфраструктуры облачных вычислений в различных областях науки, бизнеса и социальной сферы.
В начале марта текущего года партнеры провели совместную конференцию, посвященную облачным вычислениям, на которой в том числе можно было ознакомиться с первыми результатами сотрудничества. После выступления одного из идеологов проекта — директора НИИ наукоемких компьютерных технологий СПбГУ ИТМО, профессора Александра Бухановского — с ним побеседовал обозреватель PC Week/RE Денис Воейков.
PC Week: Ваш доклад предваряло выступление председателя совета директоров группы компаний “АйТи” Тагира Яппарова, который традиционно для подобных конференций достаточно много говорил о пользе кооперации бизнес-компаний и вузов в части разработки ПО. Однако, если я правильно понял, в вашем проекте “АйТи” в разработке не участвует. В чем же именно заключается ее роль?
Александр Бухановский: Распределение ролей в нашем проекте связано со спецификой постановления Правительства РФ № 218 о мерах государственной поддержки кооперации вузов и промышленных компаний. В целом это позволяет преодолеть ситуацию, когда вуз мог бы выполнить для компании ту или иную разработку, но риски размещения заказа в вузе для предприятия слишком велики. В этой связи сотрудничество в проекте организовано так: коммерческая компания заказывает у вуза НИОКР для того, чтобы организовать инновационное производство; расходы на НИОКР покрываются за счет государственной субсидии.
Таким образом, происходит полное разграничение зон ответственности. Мы разрабатываем само технологическое решение — платформу для поддержки облачных вычислений, а компания “АйТи” непосредственно под нее реализует учредительный ресурс — программно-аппаратный комплекс функционирования среды облачных вычислений. Кроме того, обеспечением коммерческого процесса, включая привлечение прикладных сервисов, компания “АйТи” также планирует заниматься самостоятельно.
Фигурально выражаясь, мы делаем станок, а они — завод.
PC Week: Это принципиально иной вид кооперации, нежели тот, о котором говорил г-н Яппаров?
А. Б.: Да, в упоминавшейся им модели все должно происходить отчасти наоборот. Коммерческая компания уже является оператором среды облачных вычислений и приглашает вузы создавать и встраивать в нее свои прикладные сервисы. Это разумно, поскольку наукоемкие прикладные сервисы целесообразно не разрабатывать “с нуля”, а строить на основе уже существующих программных решений, создаваемых научными школами тех же вузов.
Наш проект — случай исключительный, поскольку мы разрабатываем для “АйТи” не сами сервисы, а квинтэссенцию среды облачных вычислений — инструментальную технологическую платформу, обеспечивающую предоставление таких сервисов и создание распределенных приложений на их основе.
PC Week: А как вы относитесь к словам г-на Яппарова о том, что проект в какой-то момент станет открытым?
А. Б.: С одной стороны, платформа, по сути, является открытой. Не в смысле программных кодов ее системных компонентов, а в смысле возможности встраивания новых сервисов. Открывать же технические особенности, связанные, скажем, с распределением нагрузки или удаленным запуском приложений в распределенной среде, с точки зрения развития платформы облачных вычислений бессмысленно. Это связано с тем, что сама по себе платформа является “штучным товаром” — средством производства оператора среды облачных вычислений. Потому ее собственные коды не представляют существенного интереса для продвижения и доработки широким сообществом пользователей прикладных сервисов.
PC Week: Платформа ведь еще не готова, но в презентации у вас были весьма живые картинки с чем-то вполне работающим…
А. Б.: Дело в том, что мы шли к созданию платформы облачных вычислений достаточно долго. Отдельные решения, технологии и даже прикладные сервисы, применяемые нами в составе платформы, оттачивались в ходе выполнения ряда НИОКР в 2006—2010 гг. К ним в частности, относятся проекты по разработке распределенных программных комплексов для прогноза экстремальных гидрометеорологических явлений, моделирования эпидемиологической динамики, квантово-механических расчетов и моделирования в нанотехнологиях. Благодаря ранее накопленному опыту, мы достаточно быстро приступили к содержательной части совместного с “АйТи” проекта — уже на первом этапе, фактически за четыре месяца, мы создали действующий прототип и провели экспериментальные исследования на его основе. В качестве контрольных примеров для таких исследований также использован имеющийся научный задел в форме демонстрационных прикладных сервисов. Их выбор обусловлен не столько коммерческой привлекательностью, сколько возможностями их использования для отражения преимуществ той или иной модификации платформы.
PC Week: Я, кстати, немного запутался — платформа одна или их несколько?
А. Б.: В рамках проекта разрабатывается одна многопрофильная инструментальная технологическая платформа для облачных вычислений CLAVIRE (CLoud Applications VIRtual Environment). Однако она предусматривает пять различных модификаций: для корпоративного применения, для коллаборативных распределенных систем, для предметно-ориентированных центров компетенции, для поддержки принятия решений с использованием технологий экстренных вычислений, а также для обработки больших объемов данных в распределенных хранилищах. При этом все модификации имеют общее системное ядро и отличаются друг от друга на уровне конфигурации и настройки взаимодействия между отдельными сервисами.
PC Week: По сути, модификации платформы — это разные облака?
А. Б.: Не совсем так. Облако — это логическое понятие. Оно включает в себя вычислительные и программные ресурсы, которые могут быть доступны в распределенной среде. Однако каждая из модификаций платформы по-разному формирует структуру облака на основе этих ресурсов. Иными словами, они имеют разные реестры доступных сервисов, в которых, например, указано, какие сервисы на каких условиях, в каких режимах и кому именно можно предоставлять. При этом один и тот же физический ресурс, и даже сервис на его основе может быть доступен независимо из разных модификаций платформы.
PC Week: Конкретно сейчас вы чем занимаетесь?
А. Б.: В настоящее время мы разрабатываем технический проект: окончательно обосновываем и фиксируем архитектуру платформы с учетом специфики ее модификаций и отрабатываем реализацию ее наиболее наукоемких элементов. С практической точки зрения, в данный момент нашей целью является доведение разработки до стадии, предполагающей контролируемое отчуждение. Это связано с тем, что на следующих этапах проекта использовать и поддерживать ее опять же будут специалисты “АйТи”.
PC Week: Когда это произойдет?
А. Б.: Уже в конце текущего года мы должны провести предварительные испытания, по результатам которых платформа допускается к опытной эксплуатации, проводимой совместно с “АйТи”. Платформа будет находиться в режиме опытной эксплуатации полгода в формате 24 ч в сутки 7 дней в неделю. Окончательная передача платформы на сопровождение в “АйТи” планируется после приемо-сдаточных испытаний во втором полугодии 2012 г.
PC Week: И чем до этого момента будет заниматься “АйТи” в рамках проекта?
А. Б.: “АйТи” создает образец программно-аппаратного комплекса поддержки облачных вычислений, на основе нашей платформы. В настоящее время они разрабатывают соответствующую проектную документацию и готовят экспериментальный стенд к исследовательским испытаниям.
PC Week: В дальнейшем какое-то взаимодействие с “АйТи” у вас будет продолжаться?
А. Б.: В соответствии с Федеральным законом № 217, у нас при СПбГУ ИТМО открыто совместное с “АйТи” малое инновационное предприятие (МИП) “Интеллектуальные высокопроизводительные технологии”. Одним из направлений его деятельности является коммерциализация результатов работ по данному проекту. То есть, несмотря на то, что интеллектуальная собственность в целом будет принадлежать “АйТи”, предполагается передача ее в МИП в интересах обоих учредителей. При этом МИП становится оператором среды облачных вычислений.
Операторский подход к организации бизнеса выгоден для учредителей МИП не столько с позиций предоставления собственных сервисов, сколько с точки зрения содержания “ярмарки” сервисов от различных провайдеров. В качестве аналогии, представьте себе руководителя обычного рынка, который отвечает за прилавки, весы, охрану, санитарный контроль и пр. И устанавливает за это определенную плату с торгующих. То же самое происходит и здесь. При этом МИП не обременен содержанием собственных вычислительных ресурсов, помимо необходимых для функционирования платформы; ресурсы, равно как и сервисы, принадлежащие другим организациям, могут быть взяты в аренду или “на комиссию”.
PC Week: Сколько в проекте сейчас от вуза занято сотрудников?
А. Б.: Много — около двухсот человек из семи организаций. Но это связано не с тем, что сама платформа настолько сложна в разработке. Просто мы одновременно с разработкой платформы прилагаем определенные усилия в плане развития наукоемких прикладных сервисов для нее. Создание таких сервисов одним-двумя специалистами невозможно — нужны научные коллективы, причем разнородные, включающие в себя специалистов в предметной области, в области вычислительной математики и информационных технологий.
PC Week: Каков качественный состав участников проекта? Студенты, аспиранты?
А. Б.: Состав также разнородный. Студенты участвуют, но не на ключевых направлениях; в рамках проекта они в основном решают изолированные задачи, которые могут быть востребованы лишь на определенных этапах разработки.
Основная движущая сила проекта — аспиранты. Все они работают над проектом с полной занятостью, ни с чем его не совмещают; одновременно выполняют свои диссертационные исследования. Поэтому у нас в среднем срок подготовки диссертации составляет два с половиной года. В частности, за последние три года все аспиранты под моим руководством защитились досрочно.
PC Week: А высок ли процент этих защитившихся в общем числе аспирантов?
А. Б.: Сказать сложно, потому что выборка у меня небольшая. Но я назову величину в 85%.
PC Week: В других вузах совсем другие цифры…
А. Б.: А здесь ситуация иная, потому что аспиранты непосредственно участвуют в НИОКР, и их диссертации органически складываются из соответствующих отчетных материалов и публикаций. Однако это имеет и отрицательную сторону — традиционно аспиранты у нас защищаются в конце календарного года, так как это связано с завершением отчетности по научным проектам.
PC Week: То есть проект сильно стимулирует образовательный процесс?
А. Б.: А он, собственно, именно для этого и нужен. Согласитесь, если вуз претендует на выполнение научных разработок, но не хочет использовать этот опыт при подготовке кадров высшей квалификации, то зачем тратить на него государственную субсидию? Гораздо надежнее разместить такой заказ в НИИ или инжиниринговой компании, например, в той же “АйТи”.
PC Week: Спасибо за беседу.
>* В апреле 2010 г. Правительство РФ утвердило постановление № 218 “О мерах государственной поддержки развития кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства”. Этим документом предусмотрена возможность выделения на конкурсной основе субсидий на срок от одного года до трех лет (объемом до 100 млн. руб. в год).