Российская система экстренного реагирования “ЭРА-ГЛОНАСС” будет построена с учетом опыта создания аналогичных зарубежных проектов и совместима с панъевропейской системой eCall. Ее автомобильные терминалы по желанию владельцев могут также быть использованы для оказания комплекса интеллектуальных услуг, связанных с позиционированием, диагностикой и охраной транспортных средств. А инфраструктура, созданная в рамках проекта “ЭРА-ГЛОНАСС”, должна стать основой для развития в России навигационно-информационных систем, сервисов и оборудования на базе технологий ГЛОНАСС в интересах всех категорий пользователей.
Федеральная программа “ЭРА-ГЛОНАСС” предполагает обязательную установку спутниковых навигационно-коммуникационных устройств ГЛОНАСС (терминалов) на все новые автотранспортные средства, выпускаемые в обращение в РФ, начиная с 2013 г. Примерно такой же подход имеют и ранее начатые государственные проекты на основе спутниковых навигационных технологий, проводимые в других странах мира. В США это, скажем, в NG 9-1-1, в государствах Евросоюза — eCall, в Бразилии — SIMRAV. Принципы их действия также очень близки.
В российском варианте в случае аварии терминал с помощью радиомодема должен автоматически передать по сетям мобильной связи GSM/3G/4G через регионального оператора “ЭРА-ГЛОНАСС” в центр “Системы 112” МЧС информацию о времени и координатах места дорожно-транспортного происшествия (ДТП), данные о тяжести аварии. Терминал также позволит оператору связаться с водителем и пассажирами по громкой связи.
В свою очередь, службы МЧС должны незамедлительно выслать машины скорой помощи и МВД к месту ДТП. По подсчетам экспертов, время прибытия “неотложки” может сократиться на 30%. Это позволит спасать дополнительно до 4 тыс. жизней в год и сохранять здоровье десяткам тысяч наших граждан. Предполагаемый экономический эффект от использования системы “ЭРА-ГЛОНАСС” к 2020 г. может составить порядка 25 млрд. руб. ежегодно.
По мере развития проекта становятся известны некоторые его особенности и возможности, на которые разработчики раньше либо не обращали внимания, либо не придавали им должного значения. В частности, начались согласование протоколов взаимодействия и гармонизация отечественной системы “ЭРА-ГЛОНАСС” и европейской eCall, а также стали акцентировать внимание на возможности создания на основе терминала “ЭРА-ГЛОНАСС” интеллектуальной базы автомобиля, способной обеспечить диагностику и контроль движения машины, охрану и поиск транспортного средства, навигацию и мониторинг автомобиля.
Об этом стало известно в ходе первого международного конгресса “ЭРА-ГЛОНАСС. Навигационно-информационные технологии для повышения безопасности и комфорта на дорогах”, который состоялся в начале марта в Москве. Его организатором выступил федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности компания “Навигационно-информационные системы” (НИС). Создается впечатление, что программа “ЭРА-ГЛОНАСС” набирает обороты. “Три региональных проекта уже утверждены, 21 находится в стадии разработки, — сказал Александр Гурко, генеральный директор НИС. — Масштаб [российского навигационного] рынка на транспорте вырастет к 2015 г. в 16 раз”.
Европейская система оповещения eCall реализуется с 2008 г. Ее постепенное внедрение уже привело к снижению смертности на дорогах на 39 тыс. человек. “В ЕС уже много сделано: организованы исследования, созданы технологии, выпущены стандарты, проведены тесты, — отметил Юхани Яскелайнен, руководитель отдела ИКТ на транспорте Европейской комиссии. — Разработанные нами стандарты помогут развитию “ЭРА-ГЛОНАСС” и других региональных систем. В скором времени все автомобили из Европы, въезжающие в Россию, будут иметь терминалы eCall. И было бы хорошо, если бы в случае ДТП они могли рассчитывать на помощь российской системы экстренного реагирования”.
В России тоже немало сделано в направлении реализации системы и международного сотрудничества: создан макет автомобиля с прототипом терминала, организованы опытные зоны тестирования в ряде городов страны. “Мы серьезно работаем над совместимостью “ЭРА-ГЛОНАСС” и eCall, чтобы наши соотечественники могли получать помощь в Европе, а их граждане в нашей стране, — сообщил Алексей Асафьев, руководитель программы “ЭРА-ГЛОНАСС” в ОАО НИС. — Требования к терминалам у нас должны быть доведены до уровня национального стандарта. А в рамках участия в качестве ассоциированного члена в проекте HERO в 2011 г. планируются совместные эксперименты на границе Финляндии и России по обеспечению совместимости двух систем”.
HERO — совместный европейский проект по развитию eCall. Что касается требований к терминалам, то, согласно сообщению директора департамента обеспечения реагирования и регионального развития ОАО НИС Алексея Попова, в случае автопроисшествия бортовой прибор должен передать в дежурно-диспетчерский пункт всю связанную с ДТП информацию, включая сведения -минимального набора данных, определенные европейским стандартом CEN15722 (Интеллектуальные транспортные системы — Безопасность в экстренных ситуациях — Минимальный набор данных eCall).
Тольяттинский автогигант в настоящее время проводит НИР по внедрению системы “ЭРА-ГЛОНАСС” на модельный ряд АвтоВАЗа, сказал заместитель начальника управления проектирования электроники и электрооборудования дирекции по инжинирингу Сергей Шпилев. Немаловажным фактором, по мнению представителей этого предприятия, является необходимость развития коммуникационных сервисов машины, построенной на базе автомобильного устройства “ЭРА-ГЛОНАСС”: адресное аварийное и информационное оповещение водителей о ситуации на дорогах по маршруту следования, рекомендации о смене маршрута, розыск и дистанционная охрана автомобиля, дистанционное слежение за исправностью машины и услуги по оперативному выезду сервисной службы или эвакуации автомобиля, интернет-сервисы и т. д.
Подобного рода оборудование уже несколько лет устанавливают несколько отечественных компаний. “Для того чтобы программа “ЭРА-ГЛОНАСС” действовала максимально эффективно на территории Российской Федерации, нужно вовлекать в работу отечественные компании, которые располагают необходимой инфраструктурой и соответствующими технологиями, — отметил Александр Гурко. — Именно поэтому одним из партнеров проекта была выбрана ГК “Цезарь Сателлит” — лидер на рынке спутниковых систем безопасности и мониторинга, которые уже сегодня действуют по алгоритму “ЭРА-ГЛОНАСС” и европейского eCall и могут быть успешно интегрированы в российский проект”.
Впрочем, не меньшим опытом обладают и зарубежные компании, такие как Ericsson, Alcatel-Lucent, T-Systems и ряд других. С T-Systems ОАО НИС заключило соглашение о стратегическом партнерстве в сфере подготовки и внедрения решений на базе ГЛОНАСС для интеллектуальных транспортных систем мегаполисов на территории Российской Федерации. С предприятием Zatix НИС заключил соглашение на исследование навигационного рынка Бразилии и других стран Латинской Америки с целью продвижения на нем систем на базе технологий ГЛОНАСС и т. д. На этом список международных договоров и контрактов, осуществленных в рамках форума, не заканчивается. Сам факт присутствия на конгрессе представителей 14 государств говорит уже о многом. Вполне можно констатировать, что система ГЛОНАСС, которая долгое время рассматривалась как чисто отечественная структура, наконец, переросла границы нашей страны и начала всерьез интересовать зарубежный бизнес и международные организации.
Но это парадная часть проекта. Есть и оборотная сторона, связанная с уровнем развития инфраструктуры и технологий, из-за чего проект “ЭРА-ГЛОНАСС” в наших условиях может просто серьезно провиснуть. В Европе eCall опирается на почти 100%-ное покрытие территории сетями сотовой связи. В РФ ситуация выглядит по-другому: хорошо, если 40% нашей территории охвачено наземными мобильными коммуникациями. Вот, например, построили федеральную трассу “Амур”, а никакой связью и никакими дорожными сервисами там и пахнет. То же самое относится к “дорогам” на Якутск, Магадан и т. д. То есть без сотовой связи система будет действовать лишь на части территории страны. Это — первый момент.
Второй момент: “ЭРА-ГЛОНАСС” будет базироваться на использовании службы 112. В ЕС эта система создана, реально функционирует и eCall логично опирается на уже существующую инфраструктуру. У нас “Система 112” пока находится в подвешенном состоянии: какие-то работы ведутся, какие-то перенесены и до создания действующей в федеральном масштабе службы еще довольно далеко. Нельзя опираться на то, чего еще нет.
Третий момент, в Европе, где уже отработаны технологии и протоколы eCall, а автомобильный парк, имеющий терминалы eCall, растет из года в год, осторожно говорят о дате внедрения системы в 2014 г.. У нас, где достижения явно скромнее, срок внедрения системы намечен на 2013 г. То есть на бумаге мы их вот-вот опередим. А как будет на самом деле? Вообще складывается впечатление, что мы и иностранные специалисты говорим немного на разных языках: они говорят, например, о достоинствах речевого пользовательского интерфейса в автомобиле, а мы еще не очень понимаем, как создать массовый автомобильный терминал приемлемой стоимости и функциональности, от каких датчиков будет работать система и какие протоколы будут использоваться. Другими словами, нам предстоит очередной раз опуститься с неба на землю.