Компании все чаще внедряют у себя открытое программное обеспечение с целью не только сокращения затрат, но и получения конкурентных преимуществ. Об этом свидетельствует опубликованный в феврале отчет Gartner.
С июля по август исследователи опрашивали представителей 547 компаний из 11 стран. Более половины опрошенных руководителей сообщили, что используют ПО с открытым кодом как для решения критически важных задач, так и в различных других целях. “Возможность получения конкурентного преимущества оказывается важным фактором при выборе ПО с открытым кодом, — сказал Лори Вурстер, один из директоров исследовательской службы Gartner. — Все чаще организации делают такой выбор, не просто желая получить что-либо бесплатно, но в расчете на получение более качественного продукта”.
Использование открытого ПО довольно широко распространено в этих организациях. Примерно 46% организаций применяют такое ПО в рамках отдельных подразделений и проектов, 22% — повсеместно в масштабах всего предприятия, 21% опрошенных руководителей заявили, что оценивают возможности продуктов с открытым кодом.
Открытое ПО давно применяется для построения базовой инфраструктуры, но теперь многие организации используют такое ПО и для поддержки ключевых бизнес-процессов. С его помощью, в частности, решаются следующие задачи: управление данными, интеграция данных, разработка приложений, оптимизация бизнес-процессов, обеспечение безопасности, обеспечение соблюдения требований регуляторов, модернизация ЦОДа и виртуализация.
Около 24% респондентов сообщили, что внедрение открытого ПО у них было частью реализации стратегических решений, 31% называют такое внедрение составляющей корпоративной ИТ-стратегии. Из отчета Gartner также следует, что выбор в пользу открытого ПО часто делается с учетом зрелости открытых приложений и более низкой совокупной стоимости владения.
Снижение совокупной стоимости владения оказалось важным фактором выбора для 29% опрошенных, между тем примерно треть респондентов назвали в числе важнейших факторов гибкость и инновационность открытого ПО по сравнению с проприетарным, а также снижение сроков разработки и ускорение поставок. В числе наиболее широко используемого на предприятиях открытого ПО назывались пакеты SugarCRM, Zimbra и OpenOffice.
По оценке аналитиков, использование открытого ПО в опрашиваемых организациях растет с каждым годом. Пять лет назад этом заявило менее 10% организаций. Gartner отмечает, что доля проприетарного ПО у корпоративных клиентов в последние пять лет сокращалась примерно теми же темпами, какими росла доля открытого ПО. Кроме того, организации стали активнее самостоятельно разрабатывать программные продукты.
“Компании используют приложения с открытым кодом и программные надстройки в сочетании с ПО собственной разработки”, — констатирует Боб Игу, один из руководителей исследовательского подразделения Gartner. Из отчета также следует, что компании все чаще сочетают коммерческое и открытое ПО.
“Организации стараются конфигурировать код в соответствии со своими конкретными нуждами, а не платить деньги поставщику коммерческого ПО”, — отметил Вурстер. Впрочем, как утверждают аналитики, иногда ПО собственной разработки не заменяет, а дополняет проприетарные продукты.
“В организациях, являющихся конечными потребителями ПО, растет уровень понимания ИТ, они обладают необходимой квалификацией и находят все новые сферы применения программ с открытым кодом”, — добавил Вурстер.
Но хотя число используемых в организациях открытых программ растет, пока лишь около трети опрошенных компаний провозглашают ориентацию на открытое ПО в качестве официальной корпоративной политики. По большей части использование этого ПО в компаниях носит несистемный, произвольный характер.