Если кто-то из ИТ лидеров работает на компанию, чье имя не Amazon, Google или Facebook, то, скорее всего, он не получил большой выгоды от использования облаков. Вероятно, эта компания пользовалась облаком для снижения своих расходов, замены отдельных, не интегрированных с другими приложениями или для создания резервных копий устаревших документов.

Тем не менее, согласно результатам проведенного компанией Accenture исследования, 40% всех бизнесменов, имеющих какое-либо представление об облачных вычислениях, считают, что именно эта модель поддержит в ближайшее пятилетие инновационное развитие их продуктов и услуг. Если они правы, то облака перейдут в новый статус. Если сейчас они рассматриваются как инструмент получения операционных преимуществ, то в дальнейшем обретут стратегическое значение.

Облако как платформа для новых услуг

Многие ранние облачные инициативы предполагали использование облаков в качестве механизма доставки чего-либо уже проданного потребителям. Примером могут служить платные приложения, разработанные журналами Wall Street Journal и Time для iPad. Эти издания имели потрясающую цифровую новостную продукцию в “до iPad-ную эпоху”, но для получения дополнительного дохода сделали ставку на широко рекламируемые версии iPad.

Со своей стороны Best Buy и Netflix в дополнение к продажам DVD организовали потоковые демонстрации фильмов и телевизионных программ через облака. Покупателям пришлась по душе система “немедленной доставки”, и объем продаж Netflix в 2010 г. поднялся на 29% (до 2,16 млрд. долл.), более чем утроив стоимость активов компании.

В настоящее время новые облачные услуги создаются с прицелом на деловых клиентов. Так, Fujitsu выступила с инициативой позволить местным властям Японии разместить в облаке цифровые фото изношенных мостов там, где строительные компании могут изучать эти изображения (и другие данные) и докладывать правительственным органам результаты своих экспертных оценок. Это сбережет правительственные средства и одновременно создаст потенциальный источник новых доходов для Fujitsu. Такая система может пройти отличное испытание в условиях, сложившихся после разрушительного землетрясения и цунами, обрушившихся на эту страну.

BGCantor Market Data — провайдер услуг предоставления данных по рынкам кредитов, деривативов и инструментов, обеспечивающих постоянный доход, — напрямую предлагает услуги клиентам посредством облачного продукта BGCantor On-Demand.

Углубление связей с клиентами

Очевидный способ использования облаков — поддержка коммуникаций компаний с новыми и устоявшимися клиентами через социальные средства информации. Сотни компаний создали любительские страницы в Facebook для распространения сведений о своей деятельности и завоевания расположения к себе там, где (теоретически) сетевой эффект может многократно увеличить их популярность буквально за ночь.

Все большее число ресторанов идет по стопам сети Starbucks, использовавшей социальные медиасредства для многочисленных промоакций и конкурентной рекламы. Например, сеть ресторанов Outback Steakhouse предложила на своей странице в Facebook купон на бесплатную закуску для первого полумиллиона приславших запросы.

Однако некоторые компании уже идут дальше и применяют облака для отслеживания предпочтений потенциальных клиентов и аналитики. Треть руководителей, опрошенных в ходе исследований Accenture, используют или планируют использовать облака для анализа информации о своих клиентах.

Маркетологи 3M с помощью облачных сервисов выполняют математический анализ изображений, задействованных в промоакциях, и оценивают эффективность их визуального воздействия на клиентов. Другие компании через Twitter распространяют информацию и отслеживают характер реакции на нее — нет ли негативных комментариев. Благодаря возможности быстро проанализировать море информации облака превращаются в мощный инструмент привлечения покупателей.

Выход на новые рынки

Некоторые организации обнаружили, что с помощью облаков им проще открыть магазин в новом районе или охватить новый покупательский сегмент. Сеть мобильных сервисных центров на Филиппинах MOTECH Automotive благодаря облачным сервисам выиграла месяцы при открытии новых отделений в своей стране.

GE Healthcare, ранее фокусировавшаяся на продажах крупным предприятиям, организовала облачный сервис для малых групп частных врачей, позволяющий им вести медицинские карты пациентов и управлять своей практикой в цифровом виде. Китайская компания по переработке пищевых продуктов Xiwang, продающая сахар и разнообразные зерновые производителям продуктов питания, использует основанную на облаках систему CRM для поддержки своих первых шагов на новый потребительский рынок.

Облачная обработка информации также способна помочь компаниям быстрее приобрести и интегрировать новые фирмы. Brady Corp., производитель приобретший за последние годы 30 компаний, тоже обращается к облачным системам, чтобы побыстрее ассимилировать свои приобретения.

Все это только начало. Через несколько лет бизнесмены, ориентирующиеся на развитие, будут искать облачные приложения, которые позволят им увеличить свой доход. Для сетей розничной торговли это могут быть инструменты проведения промоакций с использованием мобильных средств, для автомобильной индустрии — средства доставки информации или развлекательных программ непосредственно в салон автомобиля. Специфика используемых приложений будет зависеть от отраслевой принадлежности, продаваемых продуктов и внутренней экспертизы компании.

Тем не менее ни один из этих инновационных методов повышения прибылей невозможен без привлечения корпоративных технологов. Компетентные ИТ-менеджеры и администраторы не должны упускать такие возможности.