На российском рынке систем управления корпоративной ИТ-архитектурой появился новый игрок — немецкая компания Alfabet, единственным партнером которой в нашей стране стала компания РДТЕХ. Сегодня ее клиентами являются такие крупные корпорации, как Credit Suisse, BMW, Deutsche Bahn и T-Systems. Один из основателей Alfabet, занимающий ныне пост директора по технологиям, наш соотечественник Олег Ковригин в начале марта посетил Россию. Повод для этого довольно весомый: у компании появился первый клиент в России. Им стал Аналитический центр при Правительстве РФ. Научный редактор PC Week Сергей Свинарев побеседовал с Олегом Ковригиным.
PC Week: Программный продукт planningIT, предлагаемый Alfabet, предназначен для стратегического планирования ИТ-архитектуры и управления архитектурой предприятия. Что понимается под архитектурой предприятия? Каким образом ее можно соотнести с ИТ-архитектурой?
Олег Ковригин: Такие известные методологии, как ITIL, в основном нацелены на оптимальную эксплуатацию имеющихся на предприятии ИТ-ресурсов. Однако все больше заказчиков хотели бы обладать более четким представлением о том, какие задачи решаются теми или иными системами и приложениями. Иногда ИТ-департамент даже не может сразу объяснить руководству, зачем у них изо дня в день работает некая прикладная система, в каких бизнес-процессах она задействована, насколько важна, какие риски минимизирует. Ответить на все эти вопросы невозможно, не имея представления об общей архитектуре предприятия и о том, как она соотносится с ИТ-архитектурой. Информационные технологии, применяющиеся для управления основным бизнесом или вспомогательными операциями, со временем сами превратились в довольно сложный объект, который тоже нуждается в управлении.
Обо всем этом было известно уже много лет, но такие идеи не получали должного распространения по одной причине: бизнес был стабилен и основные бизнес-процессы оставались неизменными иногда на протяжении десятилетий. Сегодня ситуация совсем иная: рынок стал очень динамичным, постоянно появляются новые продукты, услуги и способы их продвижения. Чрезвычайно активен рынок слияний и поглощений, предполагающий интеграцию ИС объединяющихся компаний. Обсуждаемая нами дисциплина Enterprise Architecture достаточно актуальна, о чем свидетельствует внимание к ней экспертов Gartner, уже несколько лет анализирующих данный сегмент рынка. Кстати, согласно их отчету за 2010 г., компания Alfabet занимает почетное место в квадранте лидеров.
PC Week: Кто, по оценкам Gartner, входит в число основных конкурентов Alfabet на мировом рынке и какие из этих компаний присутствует в России?
О. К.: Из тех, что работают в России, это прежде всего Software AG, купившая недавно компанию IDS Scheer; корпорация IBM, включившая таким же образом в свой портфель систему Telelogic, и Sybase с продуктом PowerDesigner.
PC Week: Сформировался ли спрос на подобные инструменты в России?
О. К.: Думаю, именно сейчас, когда этап первичной автоматизации здесь завершается, потребность в системах для управления архитектурой предприятия становится по-настоящему острой. ИС многих российских компаний по своей сложности и масштабу не уступают западным. Один из наших крупнейших заказчиков Deutsche Telekom эксплуатирует более 8 тыс. прикладных систем, взаимодействующих через 25 тыс. программных интерфейсов. В основе всех этих приложений более 9 тыс. системных компонентов (СУБД, middleware, ОС и .т. д.). Представим себе, что в такой компании по какой-то причине решили перевести все приложения на одну платформу СУБД (Oracle Database или, скажем, Microsoft SQL Server). Кто сможет оценить все последствия и риски такого шага, не имея четкого представления о том, какие и где используются СУБД и каковы предъявляемые к ним требования? Фактически наша система planningIT решает ту же задачу, что и традиционные ERP, но при этом речь идет о планировании ИТ-ресурсов и об управлении ими.
PC Week: Насколько трудоемка такая задача и как продукт planningIT способен ее упростить?
О. К.: Именно в этом вопросе наша методология в корне отличается от того, что предлагают конкуренты. Мы считаем совершенно бесперспективным кампанейский подход, когда возникает некая частная задача и под нее начинается внедрение системы управления корпоративной архитектурой. Для этого придется посадить массу специалистов, которые будут описывать, какие приложения задействованы в тех или иных бизнес-процессах. При этом они на время перестанут выполнять свои прямые обязанности. Трудно представить себе, что руководство компании легко на это согласится. Однако даже если такой проект будет выполнен, то с его завершением вся информация об архитектуре предприятия постепенно будет устаревать. Выход из этого положения очевиден: работу по управлению архитектурой предприятия нужно вести постоянно. И в таком режиме она может осуществляться сравнительно скромными усилиями всех сотрудников ИТ-департамента и бизнес-подразделений в рамках заранее прописанных обязательных деловых процедур. Формирование подобных процедур — это уже предмет дополнительной консалтинговой работы. В результате предприятие получает полный репозиторий, описывающий его архитектуру, и на его основе впоследствии можно решать самый широкий круг задач по развитию ИС.
PC Week: Для каких организаций (по уровню зрелости и по масштабу) предназначены средства такого рода?
О. К.: Конечно, они будут востребованы лишь в достаточно крупных компаниях. Если у вас функционируют два приложения и эксплуатируется обозримое множество аппаратных средств, то контролировать их вполне можно и вручную. По нашим внутренним экспертным оценкам, в подобных решениях нуждаются предприятия с годовым оборотом более 1 млрд. евро. Следует ожидать, что там структура бизнес-процессов и обслуживающих их ИТ довольно сложна. Кроме того, появившиеся в последние годы нормативные акты (Сарбейнса — Оксли, Базель II) недвусмысленно требуют предоставлять полный перечень все используемых приложений с указанием уровня ответственности поддерживаемых ими бизнес-процессов. Иными словами, наряду с масштабом предприятия нужно принимать во внимание его отраслевую направленность. Более готовы к применению подобных решений компании, которые уже имеют хороший задел в виде подробно описанных бизнес-процессов, интерфейсов, репозиториев приложений.
PC Week: Насколько дороги такие решения?
О. К.: Да, они совсем недешевы. Обычно мы редко продаем полный пакет planningIT. Как правило, организация сначала приобретает модули, позволяющие инвентаризировать ИТ-хозяйство. Стоит это вместе с консалтинговыми услугами примерно 300 тыс. евро. Затем руководство предприятия входит во вкус и понимает, что на этой основе можно решать и другие интересные задачи — к примеру, заняться риск-менеджментом, связанным с ИТ-архитектурой. Происходят продажи дополнительных модулей. В среднем на достаточно длинном временном отрезке каждый клиент приносит нам 5—6 млн. евро. Не будем забывать, что примерно в 18% от стоимости лицензий предприятию обойдется ежегодная техническая поддержка.
PC Week: Какие отрасли или компании в нашей стране являются наиболее перспективными потенциальными клиентами Alfabet?
О. К.: Еще недавно я бы дал однозначный ответ: крупные телекоммуникационные компании. В них ИТ — это по сути основной производственный актив. Там сконцентрированы наиболее современные решения и квалифицированные специалисты. Но в последние годы с образованием очень крупных госкорпораций, объединивших ресурсы целых отраслей, именно они могут нуждаться в средствах управления корпоративной архитектурой. На Западе planningIT активно используют в банках и страховых компаниях. Думаю, в России наиболее крупные кредитные учреждения, такие как Сбербанк или ВТБ, тоже созрели для этого.
PC Week: Спасибо за беседу.