Перефразировав известную фразу Марка Твена, о мэйнфреймах можно сказать так: “Слухи об их смерти сильно преувеличены”. На самом деле мэйнфреймы живут и здравствуют и продолжают приносить пользу компаниям, сделавшим на них ставку. В число таких компаний входит большинство мировых финансовых институтов, равно как и других больших фирм, специализирующихся на интенсивной обработке транзакций.
Совсем не похоже, что они откажутся от мэйнфреймов, и тому есть ряд причин:
- в эти системы вложены значительные средства;
- они справляются с большими нагрузками эффективнее современных, более гибких, но менее стойких, серверов;
- до сих пор это самые стабильные и надежные из всех вычислительных платформ.
“Вы не можете просто так объединить Unix-системы или компьютеры х86 и добиться той же надежности и производительности”, — говорит Джо Клебби, президент компании Clabby Analytics, специализирующейся в области исследований технологических рынков.
Тем не менее рынку мэйнфреймов, который прежде всего ассоциируется с IBM, чья доля в этом сегменте, по оценкам наблюдателей, составляет порядка 90%, предстоит принять решающий вызов: привлечь новых покупателей. “Переключиться на мэйнфреймы психологически очень трудно”, — считает Клебби.
Основная проблема в этом плане — высокая стартовая цена или по крайней мере ее восприятие. И сами мэйнфреймы, и их программное обеспечение очень дорогостоящи. Между тем, согласно Клебби, при ближайшем рассмотрении оказывается, что сравнительно более гибкие системы на базе х86, которые сегодня используются большинством компаний и требуют меньше начальных средств, при длительной эксплуатации обходятся дороже мэйнфреймов.
Как бы то ни было, эти самые начальные инвестиции по-прежнему остаются серьезным сдерживающим препятствием для перехода на мэйнфреймы, считает Мерв Адриан, бывший руководитель направления ИТ-консалтинга в IT Market Strategy, а ныне вице-президент по исследованиям в Gartner. Адриан говорит, что компании, вложившие в мэйнфреймы инвестиции, проявляют склонность к расширению дальнейших вложений, а те, кто “сторонился” таких машин, по-прежнему не особенно рвутся к ним. “Это проблема”, — добавил он.
На самом деле, возможно, не очень-то стоит рассчитывать и на уже имеющуюся клиентскую базу. Роберт Кроуфорд, специалист по системному программированию мэйнфреймов из крупной фирмы, оказывающей финансовые услуги (он просил не называть её), сказал, что из-за высоких затрат его компании все труднее обосновывать приверженность технологиям на базе мэйнфреймов и сейчас нарастает дискуссия по поводу внедрения приложений, не связанных с ними.
“IBM и поставщики программного обеспечения рискуют прикончить курицу”, — образно выразился Кроуфорд, имея в виду птицу, которая несет золотые яйца. По его мнению, IBM следует еще раз продумать структуру цен на дополнительные машины, а также на обновление лицензий программных продуктов. Хотя он и не ожидает, что в ближайшие пять — десять лет мейнфреймы исчезнут с ИТ-горизонта, но дальше не заглядывает: “Кто его знает, что будет потом.”
Адриан из Gartner считает, что будущее мэйнфреймов во многом зависит от эффективности реакции IBM на потребность рынка в “командном центре” для противостояния растущей сложности ЦОДов. Сейчас корпорация пытается решить проблему, предлагая свой новый мэйнфрейм — zEnterprise System, способный справиться с гетерогенными рабочими нагрузками, превалирующими в современных ЦОДах.
Клебби согласен с тем, что способность IBM убедить покупателей ИТ в возможности zEnterprise удовлетворить потребности их ЦОДов и поддержать усилия по развитию облачной обработки информации, будет иметь большое значение при решении вопроса о сохранении роли мэйнфреймов в корпоративных ИТ-средах.
“Все дело в освоении новых рабочих нагрузок, — утверждает он. —Мэйнфрейм утвердился в роли сервера крупных баз данных и машины для интенсивных транзакций. А теперь его выдвигают на роль мощного сервера для Java-приложений”.
Адриан не ждет существенного роста продаж zEnterprise до 2012 г., но полагает, что в конечном счете IBM добьется хотя бы толики успеха, а это серьезное основание для “осторожного оптимизма” относительно будущего мэйнфреймов. “В последние два десятилетия IBM приводила в замешательство всех, кто предрекал гибель мэйнфреймов, а сейчас поводов думать, что они вымирают, еще меньше, чем когда-либо”, — говорит он.