Как руководитель ИТ-подразделения вы, наверное, лучше чем кто-либо другой из высшего руководства понимаете технологии, которые изменяют мир, — от появления микропроцессора в 1974 г. (и связанного с этим рождения цифрового мира) до происходящей сейчас революции, вызванной распространением электронной коммерции. ИТ всегда находятся на переднем крае существенных изменений, и облака не представляют исключения. Они обладают многими признаками новой сверхтенденции ИТ-рынка: много рекламного шума, множество тех, кому непонятно происходящее и десятилетний период ожидания, когда в полной мере станет заметен эффект.
Однако в отличие от прежних сверхтенденций облака, похоже, — это не просто еще один шаг вперед, имеющий стратегическое значение. Они вполне могут сыграть столь же революционную роль, какую сыграли печатные СМИ в истории западной цивилизации. Облака положат начало таким изменениям в корпоративном мире, которые намного превзойдут по масштабам все прежние, включая аутсорсинг (1980-е гг.), офшорное программирование (1990-е), интернет-каналы сбыта (2000-е). Облака предоставляют уникальную возможность виртуализировать практически любые аспекты корпоративной деятельности, начиная с ИТ. Это открывает перед вами редкую возможность пересмотреть свою роль в качестве CIO и решительно повлиять на способность вашей организации создавать ценности.
Используя облако, вы можете включить в зону своей ответственности широкий набор сервисов и в конечном итоге формирование архитектуры всей структуры бизнеса. Чтобы добиться этого, нужно быть проактивным в освоении облака, хотя главная проблема по-прежнему заключается в сроках. Разобраться в неопределенной ситуации вам поможет принцип “прислушиваться и реагировать”. Для проведения его в жизнь создайте в своем ИТ-подразделении “инкубатор”, чувствительный к спросу и к появляющимся возможностям его удовлетворения.
Сейчас многие силы способствуют ускоренному освоению внешних облачных сервисов. Например, Интернет и ширящееся распространение открытых стандартов и платформ коммунальных вычислений с целью более практичного совместного использования ресурсов и возможностей.
На этом фоне вы как CIO можете использовать один из двух подходов к перестройке своей ИТ-среды. Скажем, можно управлять всеми общедоступными сервисами, включая те, которые относятся к управлению ИТ, к финансам, закупкам и кадрам. Или же сосредоточиться на трансформации бизнеса в целом, играя роль “архитектора бизнеса” либо “директора по оптимизации” и помогая генеральному директору создавать более четко ориентированные подразделения, которые будут использовать инструменты электронного бизнеса и оценивать их влияние на стратегию, структуру и процесс работы. Это открывает огромные возможности для CIO, если он сумеет ими воспользоваться.
CIO как проводник инноваций
Руководители ИТ-подразделений находятся в самом сердце бизнеса, поскольку они являются проводниками инноваций. Сначала облако затронет ваше ИТ-подразделение. Но затем его эффект распространится не только на инфраструктуру, но и на ПО, а в дальнейшем и на все бизнес-процессы организации и элементы, являющиеся ключевыми при создании ценностей.
Быстрота и гибкость — вот два главных принципа деятельности виртуальной корпорации 21-го века, как видит ее компания Wipro Consulting. Применение этих принципов предполагает передачу внешним операторам коммунальных вычислений всего, что не относится к основной деятельности, и облака — прекрасная платформа для этого. Перенеся бóльшую часть бизнес-процессов в публичные или частные облака, мы можем представить себе виртуальную корпорацию, которая занимается почти исключительно развитием собственного бренда, формулирует требования к своему продукту и заключает альянсы с другими компаниями. Звучит знакомо? Это как раз то, чем уже многие годы занимаются Coca-Cola, Dell и Cisco.
Провайдеров облачных сервисов можно условно разделить на четыре группы.
- Сети, обслуживающие частных лиц, такие как Google и Amazon, которые, обладая избыточной вычислительной мощностью, стремятся найти новые источники прибыли.
- Традиционные производители ИТ-продуктов, например IBM, HP, Microsoft, AT&T.
- Интеграторы сервисов, которые собираются сформировать новую среду.
- Нишевые игроки, считающие, что для них открываются новые возможности в таких областях, как обеспечение безопасности и посредничество при использовании сервисов.
По нашему опыту, немногие компании демонстрируют всеобъемлющее использование облака для удовлетворения даже элементарных внутренних ИТ-потребностей — вычислений, хранения, обслуживания рабочих мест. CIO озабочены обеспечением безопасности, технической интеграции, приемлемого уровня обслуживания и соблюдения требований регуляторов по защите данных. Если не считать некоторые хорошо известные истории успеха, они рассматривают облако просто как средство перехода от модели CAPEX (которая ассоциируется с фиксированными ИТ-активами) к OPEX (плата за реальное использование). Расходы на облака остаются минимальными.
Недавно мы провели опрос среди ИТ-директоров по поводу их расходов на облачные ИТ-сервисы. Только пятая их часть сообщила, что они выделили свыше 10% бюджета на облака. Почти половина — менее 2%*. Что заставит вас изменить свою позицию относительно освоения облака? Первое место среди ответов в ходе нашего неформального опроса занял такой: ускоренная реализация инициатив в области бизнеса. Опрошенные нами руководители ИТ-подразделений заинтересованы в переориентации капитальных затрат в области ИТ на операционные нужды. Они предусматривают бесконечное наращивание объемов хранения и вычислительной мощности, а также повышение гибкости ИТ. Рассматривают создание условий для коллективной работы в качестве актива и видят большие преимущества в сочетании облака и мобильности. Большинство из них ожидают, что в ближайшие пять лет использование облаков вырастет на 40—50%**.
Облачная стратегия: прислушиваться и реагировать
Проблема, стоящая как перед поставщиками ИТ, так и перед их корпоративными клиентами, заключается в плавном переходе на новую “виртуальную” среду и получении от этого ощутимых преимуществ.
Мы рекомендуем использовать адаптивный подход на основе философии “прислушиваться и реагировать”, основоположником которой является Стивен Перри, выпустивший книгу под таким названием (Stephen Parry. Sense and Respond). Эта философия предусматривает создание групп бизнес-аналитиков, стимулирующих спрос и фиксирующих его рост. Мы называем такой подход “облачным инкубатором”, который может прислушиваться и реагировать на проявление заинтересованности на обоих полюсах — в области спроса (бизнес-клиенты) и предложения (провайдеры облаков).
Мы также считаем, что проактивная, но тщательно продуманная облачная стратегия включает следующее:
- виртуализацию серверов и ЦОДов в ожидании перехода к получению вычислительной мощности и хранению “по запросу” на основе новых соглашений с вендорами;
- тестирование предоставляемых публичными облаками сервисов во второстепенных областях применения ИТ, таких как общие офисные процессы и техническая поддержка.
Такая облачная стратегия требует тактического подхода, предусматривающего три уровня тестирования и совершенствование широкого спектра новых приемов работы с облаком в быстро развивающейся среде, а также формирование стабильной модели будущих действий. Назовём эти уровни.
- Привлечение бизнес-подразделений. Обеспечение бизнес-пользователей навыками, методами и инструментами, позволяющими им оценить, измерить и приоритизировать возможности облачных сервисов.
- Определение архитектуры решений. Формирование групп из работников разных специальностей, способных перевести требования бизнеса на язык облачных сервисов с тестированием и оценкой новых операционных моделей.
- Индустриализация. Превращение новых операционных моделей на базе облаков в полноценные сервисные платформы.
Дальновидные CIO сумеют справиться с этим историческим вызовом и будут готовиться к нему уже сейчас. Успеха добьются те, кто эффективно применяет принцип “прислушиваться и реагировать” и создает правильную экосистему для перехода к облакам.
* С октября по декабрь 2010 г. было опрошено более полусотни ИТ-директоров, из которых свыше 90% работали в глобальных организациях.
** Теперь перед поставщиками ИТ, а равно перед их корпоративными клиентами встает задача обеспечить плавный переход к новой “виртуальной” среде и извлечь из этого ощутимые выгоды.