Администрация Черниговского муниципального района Приморского края стала, пожалуй, первой государственной структурой, перешедшей на свободное программное обеспечение (СПО). Это было три года назад, и за прошедшее с тех пор время наверняка накоплен солидный опыт. В преддверии конференции Russian Open Source Summit поделиться этим опытом мы попросили начальника отдела ИТ администрации Черниговского района Антона Панченко.
PC Week: Администрация Черниговского муниципального района Приморья начала переход на Linux в 2008 г. С тех пор утекло немало воды. Обрисуйте, пожалуйста, текущее состояние машинного парка. Осталась ли Windows, или эта ОС совсем исчезла с серверов и рабочих станций?
Антон Панченко: Действительно, прошло уже достаточно времени, чтобы можно было сделать определенные выводы. Могу сказать, что Linux живет и неплохо, как мне кажется, себя чувствует.
В 2008-м мы воспользовались услугами представителей “ГНУ/Линуксцентра” на Дальнем Востоке. На рабочих станциях была установлена Mandriva 2008.0 Powerpack c KDE. В процессе миграции были развернуты вспомогательные серверы инфраструктуры на Mandriva Corporate Server 4. Это сервер авторизации ldap, файловый сервер samba, почтовый сервер exim/dovecot, прокси-сервер squid c системой управления доступа и учета трафика sams и некоторые другие.
У пользователей, сразу воспринявших новую ОС в штыки, был ряд проблем, которые решались с переменным успехом. Не работали несколько моделей принтеров (позже, правда, мы их заставили работать); OpenOffice 2.3 на тот момент был, конечно, тоже испытанием на прочность. Ну и большое количество других проблем, мелких и не очень. В общем — весь набор мигратора.
Устав бороться с ОС, понимая вполне обоснованные претензии пользователей (да и политика лицензирования Mandriva нас не очень устраивала), мы приняли решение сменить Mandriva на Ubuntu 8.04 LTS, а сейчас уже и на 10.04 LTS. Это было верное решение.
Силами своего ИТ-отдела мы сменили ОС на рабочих станциях, на серверах был установлен Debian. И хотя пользователи до сих пор Ubuntu называют “мандривой”, проблем стало гораздо меньше. На текущий момент свежая версия Ubuntu плюс свободный Wine, полагаю, не должны представлять каких-либо серьезных проблем при работе на типовой рабочей станции.
Что касается Windows, то до сих пор еще есть ПО, которое не способно работать в Linux. В нашем случае это в основном бухгалтерские и финансовые программы, требующие для своей работы MSIE c ActiveX-компонентами, а также использующие средства криптографии (ПО для налоговой отчетности, СЭД федерального казначейства, zakupki.gov.ru и др.). Да, я знаю, есть гостовские криптопровайдеры под Linux, но использовать их фактически невозможно.
Кроме того, остался единственный терминальный Windows-сервер для нужд бухгалтеров, финансистов и других подразделений. Компьютерный парк у нас включает более ста рабочих станций (из них около двадцати — под Windows) и десять серверов (под Windows — один). В образовательные учреждения устанавливаем Ubuntu 10.04, для их бухгалтерий в конце прошлого года пришлось купить лицензии Windows и офис для работы с порталом госзакупок.
PC Week: Не могли бы вы уточнить по поводу Ubintu? Правильно ли я понял, что KDE менее удобен для начинающего пользователя, чем GNOME? Особенно это касается 4-й версии KDE, которая только-только избавилась от кучи ошибок.
А. П.: KDE3 на тот момент был достаточно стабильной и в общем отличной средой. Другое дело, что обилие пунктов меню приложений смущало, пугало и дезориентировало пользователей, привыкших работать в Windows.
Хотя меня KDE3 устраивал по всем параметрам. GNOME считается более простой для неподготовленного пользователя, но это не означает, что она лучше или хуже. Да и сама Mandriva не столь популярна, как Ubuntu, отсюда и меньшее сообщество, меньше людей, способных помочь в трудную минуту.
У нас была платная подписка на техподдержку, я обращался туда пару раз и не особенно успешно, а в Ubuntu, напротив, без какой-либо оплаты я многократно получал помощь от сообщества таких же пользователей, как я. Форумы, блоги, Интернет в последнее время просто кишат материалами по Linux и Ubuntu в частности. В Mandriva меньше собранных пакетов, субъективно менее удобный формат пакетов RPM, в отличие от более удобного Deb в Ubuntu.
Ubuntu c GNOME выглядит опрятно, даже стильно, я бы сказал, а самое главное — просто. Пользователи привыкли к нему моментально. И уже просят поставить Ubuntu домой: все, что нужно типичному домашнему пользователю, работает, причём бесплатно, вирусов нет, никаких ключей активации.
В общем, как ни крути, приходишь к выводу, что Ubuntu — это стандарт Linux-десктопа в мире. Очень жаль, что дистрибутив до сих пор не имеет сертификата ФСТЭК для обработки защищаемой информации, так что использовать его в госструктурах сейчас можно на свой страх и риск. Очень надеюсь, что ситуация с этим изменится в лучшую сторону.
Ради эксперимента ставили Mandriva 2009.0 c KDE4, но на тот момент KDE4 был абсолютно нестабильным, это-то и послужило последней каплей терпения, и мы “пересели” на Ubuntu c GNOME. С тех пор KDE4 не пробовал. Говорят, сейчас проблем нет и всё работает. Но наш поезд уже ушел.
PC Week: Правильно ли я понял, что окончательный выбор дистрибутива можно сделать потом? В том смысле, что переход с Mandriva на Ubuntu уже проще, чем с Windows на Linux.
А. П.: Linux был, Linux и остался. Менять дистрибутив несложно, можно сделать так, что пользователь фактически ничего и не заметит. Тот же Ubuntu есть с KDE, та же Mandriva есть с Gnome.
Более того, Linux внешне можно обустроить так, что пользователю будет незаметно, что это уже не Windows. В общем, грамотный, продуманный процесс перехода не должен быть головной болью для пользователей. В нашем же случае мы, наверное, не очень продуманно подошли к этому процессу, отсюда и много негатива было. Но год спустя все наладилось, и теперь, когда уже есть практический опыт в России, миграция возможна и вполне обоснованна.
PC Week: Миграция на Linux и переход на СПО — это одно и то же? Много ли проприетарного ПО использует администрация? Есть ли какие-то проблемы с его установкой и эксплуатацией? И если есть, то как они решаются?
А. П.: Это схожие, но разные понятия. Пользоваться СПО-продуктами можно и в проприетарных операционных системах, как и использовать проприетарные продукты в свободных ОС. В нашем случае мы старались использовать исключительно свободное и лишь в отдельных случаях — несвободное ПО.
Количество проприетарного ПО в администрации нашего района меньше, чем в других, но и его хватает. В частности, ПО для ведения бухгалтерского учета (“1С”), для исполнения бюджета (“Бюджет-КС”), справочные системы (“Консультант+”), муниципальное имущество (подсистемы “Бюджет-КС”), расчеты смет (“Грандсмета”) и другие. Особенных проблем с этим ПО не возникает. Все это работает либо в “родной” среде, либо с использованием терминального сервера, либо через wine@etersoft. Только в крайних случаях приходится покупать дополнительные лицензии.
PC Week: Какую главную проблему должна решить отрасль, чтобы переход на СПО проходил с минимальными затруднениями? Есть ли вопросы, которые до сих пор не решены?
А. П.: Во-первых, необходимо массовое использование открытых форматов взаимодействия информационных систем. Правда, некоторые подвижки тут уже имеются. В частности ODF совсем недавно стал госстандартом в РФ.
Во-вторых, популяризация СПО. Пока у нас есть пресловутый 1% пользователей Linux, внимания крупных производителей ПО, оборудования, услуг мы не дождемся, хотя и тут наблюдается определенный прогресс. В частности то, что делают в этом направлении Canonical и другие, — это как минимум достойно уважения.
Нерешенный вопрос — требования по обязательной сертификации в соответствии с ФЗ-152 “О персональных данных”, предъявляемые к ИСПДн (Информационным системам персональных данных). Ubuntu, если я не ошибаюсь, до сих пор не имеет такого сертификата, между тем это самый популярный дистрибутив Linux в мире. Насколько мне известно, на ROSS '2011 будет присутствовать Марк Шаттлворт. Возможно, он найдет время и на решение вопроса сертификациии Ubuntu.
PC Week: В своем интервью, опубликованном на сайте компании “ГНУ/Линуксцентр”, вы говорили об экономическом эффекте как одной из главных мотиваций перехода на СПО. Насколько сбылись ваши ожидания? Есть ли реальная экономия и каковы ее масштабы?
А. П.: Экономический эффект был скорее приятным довеском, убедительным аргументом для моего начальства, которое меня поддержало. А главной причиной миграции была необходимость провести лицензирование в связи с изменениями в законодательстве на тот момент.
Но экономический эффект безусловно есть. Я не буду называть конкретные цифры, но затраты при покупке лицензий только на самый необходимый минимум ПО для средней администрации района — это намного больше миллиона рублей. В итоге мы купили небольшое количество серверных и клиентских лицензий Microsoft, Mandriva и услуги по миграции. Если бы мы изначально всё делали самостоятельно, а это вполне по силам ИТ-отделу, как мы позже могли убедиться, то экономия была бы еще выше.
В 2008 г. я был очень взволнован происходящим процессом миграции. Весь шквал первоначального негатива по отношению к новой ОС, к новым методам работы, к досадным ошибкам системы был на мне. С течением времени выходили новые версии ПО, негатива становилось все меньше, и сейчас оборудование в большинстве случаев работает сразу после подключения. Сегодня плюсов гораздо больше. Должен признаться, что я как минимум не разочарован.
PC Week: На конференции ROSS '2011 будет обсуждаться план мероприятий по переходу на СПО федеральных органов власти, утвержденный Распоряжением Правительства РФ № 2299-Р. Что вы думаете об этом плане?
А. П.: Утвержденный Распоряжением Правительства план перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения — давно ожидаемое решение. Если я не ошибаюсь, это первый действующий документ в области СПО.
Была концепция создания и использования свободного программного обеспечения в России, разработанная Минкомсвязи РФ, но практически применять ее было весьма сложно. Сейчас же, я надеюсь, появятся методические материалы по использованию СПО в органах госвласти и местного самоуправления, будут разработаны информационные системы электронного документооборота, другие продукты, которые можно будет бесплатно и совершенно легально, в соответствии с требованиями по защите информации и персональных данных, использовать всем заинтересованным органам власти и федеральным бюджетным учреждениям.
Мы получим очевидный экономический эффект и уменьшение доли коррупции — результат одного конкурса на создание информационной системы логично было бы использовать на всех уровнях власти, благо модель СПО такое позволяет. Я более чем уверен, что выбор СПО для госорганов и бюджетных учреждений — это правильно, поскольку власть должна быть открыта перед населением, следовательно, открытыми должны быть и формы и форматы взаимодействия.
Налогоплательщики не должны оплачивать ПО для госорганов, если имеются свободные аналоги, СПО в большинстве случаев уже сегодня способно заменить проприетарное. Плюсов гораздо больше, чем минусов. Как на практике сработает план перехода, сказать затрудняюсь, надеюсь, что он не провалится, как фактически провалилось внедрение СПО в образовательных учреждениях нашей страны.
PC Week: Спасибо за беседу.