Активность обсуждения облачной тематики на нашем ИТ-рынке (да и на мировом тоже) продолжает нарастать. Ширится число публикаций в периодических изданиях (причем не только ИТ-профиля) и в блогах. Облачные вопросы становятся обязательной частью программы любых ИТ-мероприятий. Множится количество конференций, специально посвященных облачным делам.
И все же позволю себе предположить, что мы сейчас наблюдаем завершающую стадию подъема PR-активности облачной темы, что называется, “подъем на излете”. При этом хотел бы сразу подчеркнуть: речь идет не об актуальности концепции Cloud Computing и не о перспективах ее реального применения, а о PR-шумихе вокруг нее. Согласно давно известным законам маркетинга на ИТ-рынке шум этот должен пойти на спад, поскольку разрыв между уровнем разговоров и реальными делами уже достиг критического размера, после которого может наступить резкая реакция отторжения со стороны аудитории — потенциальных потребителей. И тогда само использование слова “облако”, скажем, в названии статьи или конференции будет давать не позитивный, а негативный PR-эффект. Два года разговоров о “прекрасном будущем” без реальных примеров реализации и без обсуждения уже полученного опыта — это слишком много.
А то, что в “широких ИТ-массах” растет волна неприятия пропаганды облаков и всех этих идей, уже давно заметно. Как только после ИТ-поставщиков начинают говорить ИТ-заказчики, тональность оценок сразу резко меняется с позитива на негатив. Причем, что важно, отрицательная позиция чаще всего основана не на выверенных доказательствах, а носит скорее интуитивный характер, что на самом деле часто намного весомее четкой логики.
Мне кажется, весьма характерный пример такого нарастающего сопротивления заказчиков пропаганде облачных идей был наглядно представлен на дискуссии по данной теме в рамках прошедшей в Москве в феврале конференции “Управление инвестициями и инновациями в ИТ: опыт первого десятилетия XXI века”, приуроченной к десятилетию школы ИТ-менеджмента при Академии народного хозяйства (АНХ).
Обсуждение проходило в форме брейн-ринга под названием, приведенным в заголовке этой статьи. Свои позиции в споре отстаивали две команды: соответственно “за” и “против” облаков. При этом весьма характерно, как выглядел состав команд: почему-то (интересно — почему?) группу “за” представляли ИТ-поставщики, а “против” — заказчики, ИТ-директора. Решать исход одночасового поединка должна была аудитория зала численностью примерно в полторы сотни человек, преимущественно представлявшая сообщество CIO.
На мой взгляд намного убедительнее выступала команда “за”. Более того, у ей противников был порой вид, как будто они оказались на этой стороне против своего желания и была бы их воля — переметнулись бы в стан врага. Но когда дело дошло до голосования, победа подавляющим большинством досталась именно последним.
Почему же произошло такое довольно явное несоответствие хода обсуждения и полученного результата? Причем хотелось бы подчеркнуть, что такой исход совсем не выглядел чистой случайностью. Достаточно, например, вспомнить панельную дискуссию по теме облаков на другой CIO-конференции — “ИТ-Ассамблея”, — прошедшей в ноябре 2010-го в Москве: несмотря на энергичные выступления вендоров (заказчики там могли говорить только из зала), все же результат в итоговых публикациях довольно единодушно был сформулирован примерно так: “до ИТ-облаков нам как с земли до облаков небесных ”.
После небольшой зимней передышки обсуждение облаков превратилось даже не в мощный поток, а просто в какое-то повсеместное весеннее половодье, от которого невозможно укрыться. Специализированные конференции идут одна за одной, а на любых других ИТ-мероприятиях облачная тема занимает порой до половины программ. И тем не менее сколь-нибудь заметного изменения в скептических настроениях заказчиков (да и поставщиков, если речь идет не о выступлениях со сцены, а о разговорах в кулуарах) не наблюдается.
Как же объяснить сложившийся парадокс: растущая мода на облачную тематику и не очень позитивное отношение к этим идеям со стороны ИТ-практиков? Тому видится целый ряд причин, имеющих как субъективный, так и объективный характер.
Прежде всего нужно сказать, что рынок и в первую очередь потребители просто устали от почти двухлетних разговоров на эту тему, причем без особого содержательного продвижения. По большому счету фактически все это время идет многократное повторение давно известных тезисов о потенциале и преимуществах облачных моделей, без подкрепления обещаний реальным опытом.
Далее нужно сказать о традиционном недоверии заказчиков к обещаниям поставщиков решить все ИТ-проблемы клиентов за счет “инновационных подходов”. Тем более, что подобные обещания раздаются регулярно и в отрасли уже есть большой опыт по оценке реально получаемых результатов. Большинство аудитории не настолько наивно, чтобы принимать за чистую монету заявления вендоров, будто бы вся их работа нацелена на улучшение жизни заказчиков, и справедливо полагает, что любой бизнес решает в первую очередь задачи собственного благополучия и развития. Не способствуют изменению такой оценки происходящего и весьма шаблонные методы продвижения новых идей поставщиками, которые очень часто напоминают многократно повторяемые сеансы массового гипноза.
Серьезной проблемой является и то, что в понятийно-терминологической базе облачной тематики также наблюдается “туманность”, которая, к сожалению, не только не “расходится”, но, кажется, наоборот, “сгущается”. Поначалу прохладное (точнее, просто не серьезное) отношение к идеям облачных вычислений часто определялось тем, что рынок воспринял их как довольно банальную смену названий для в общем-то давно известных вещей. И тут можно попенять облачным пропагандистам, что вместо того, чтобы провести детальный анализ развития идей и технологий для демонстрации их качественно новых возможностей основной акцент был сделан на продвижение некоторых постулатов, преподносимых в виде догм.
Сейчас же в представлениях об облачных моделях наблюдается такой “разброд и шатания”, что лучшим способом для реального продвижения этой концепции сейчас было бы, наверное, вообще отказаться от общего (и непонятно что означающего) термина Cloud и заменить его набором более конкретных технологий и сфер их применения (например, разделение на самостоятельные фрагменты разного рода Cloud — IaaS, PaaS, SaaS, публичные и частные облака и т. д.).
В качестве простого примера можно сказать о том, что если вектор реализации модели IaaS со стороны вендоров за последний года явно сместился в сторону частных облаков (правда, те же вендоры никак не могут доходчиво объяснить, чем же облачный ЦОД отличается от виртуализированного), то основное восприятие IaaS заказчиками по-прежнему связано с внешними, публичными сервисами. Что же касается моделей SaaS, то и тут царит полная неразбериха, в частности многие люди к этой категории сейчас относят любое приложение с клиентским Web-доступом.
Однако кроме шероховатостей стратегии и тактики продвижения облачных идей со стороны вендоров на пути этой концепции есть и серьезные объективные препятствия, и заключаются они в том, что заказчики испытывают серьезные сомнения в безусловных преимуществах облаков по сравнению с обычными схемами использования ИТ-ресурсов. И проблема “можем ли мы решиться на передачу своих данных на внешний аутсорсинг”, о которой сейчас говорят чаще всего, на этом фоне выглядит наиболее простой, а то и просто надуманной (как предлог, за которым скрываются более серьезные мотивы).
Основной довод в пользу облачных моделей заключается в том, что они позволяют снизить затраты предприятий на ИТ и повысить эффективность этих затрат (например, за счет гибкости использования ИТ в интересах бизнеса). А основным средством достижения этой цели является переход на сервисные схемы взаимодействия бизнес-заказчиков и ИТ-поставщиков (включая в эту группу и внутренние ИТ-отделы предприятий).
Однако как раз тут возникает несколько вопросов. Насколько серьезным в общем спектре задач российского бизнеса (именно отечественного, поскольку его положение в нашей стране совсем не тождественно зарубежному) является вопрос повышения эффективности ИТ? Всегда ли переход на инновационные модели дает реальный положительный эффект? И в какой степени в использовании сервисно-облачных моделей заинтересованы ИТ-подразделения предприятий как ключевое звено формирования и развития ИТ-инфраструктуры компаний?
Так вот, наблюдая за ходом брейн-ринга в АНХ и глядя на аудиторию, которая должна была определить победителя, я как раз и поймал себя на мысли: а судьи кто? Ведь из опыта реализации прикладных ИТ-проектов хорошо известно, что одним из серьезных препятствий тут всегда является “сопротивление пользователей”. А в случае со сменой парадигмы организации ИТ на предприятии в качестве таких конечных пользователей выступают, пожалуй, именно сотрудники ИТ-подразделений…
Известной истиной является и то, что успех ИТ-проекта в решающей степени зависит от заинтересованности в нем высшего руководства компании. Кстати, вопрос о таком интересе постоянно возникал по ходу почти всех докладов и обсуждений на той конференции. И, в общем, мнение ИТ-директоров (а они-то и составляли большинство аудитории) заключалось в том, что одним из главных препятствий в переходе на сервисную модель взаимоотношений является весьма пассивная позиция (а порой и активное сопротивление) бизнес-потребителей.
Как бы то ни было, нужно отчетливо понимать, что возможности пропаганды новых идей весьма ограничены. Главное — чтобы был спрос, объективные потребности в инновациях со стороны пользователей. Что же касается облачных вычислений, то для стимуляции такого спроса просто необходимо от общетеоретических разговоров про возможности и преимущества таких моделей переходить к демонстрации на практике правильности этих тезисов.