В работе конференции Russian Open Source Summit примет участие Виктор Иванников — академик РАН, директор Института системного программирования РАН, президент РАСПО, главный редактор журнала “Программирование”, заведующий кафедрой системного программирования МФТИ. Мы попросили его ответить на некоторые актуальные, с нашей точки зрения, вопросы.
PC Week: Когда мы беседовали примерно год назад, вы сказали, что основные потенциальные заказчики разработки ПО в России не могут обеспечить адекватную обратную связь. Поэтому-то у нас и процветает аутсорсинг. На ваш взгляд, с той поры что-то изменилось? Есть ли сегодня какие-то реальные предпосылки к улучшению ситуации?
Виктор Иванников: Ответ на этот вопрос в значительной степени зависит от того, о каких именно разработках идет речь. На Западе, например, разделяют так называемые academy research и industrial research. Если в первом случае основным результатом работы являются научные статьи, то во втором — реализованные технологии. Разумеется, на практике четкой границы между этими понятиями нет. В области промышленной разработки тоже есть и публикации, и диссертации, в результате фундаментальных исследований могут появиться какие-то программы. Различие только в основной цели.
Если еще десять лет назад главными заказчиками промышленных разработок были в основном иностранные компании, то в академической сфере наши институты успешно взаимодействовали с различными университетами и другими исследовательскими учреждениями. Примеров удачного сотрудничества масса, и я не буду их приводить.
А вот в последнее время ситуация заметно изменилась. Растет финансирование со стороны различных ведомств, которые заинтересованы не только в готовых коммерческих технологиях, но и в создании новых решений. И увеличивается оно по нарастающей.
Я надеюсь, что не выдаю желаемое за действительное — заказы действительно появляются, и я это вижу. Не могу сказать, насколько текущий рост будет стабильным, это покажет только время.
Но сейчас в России спрос на разработку оригинальных технологий растет, и я думаю, что эта тенденция сохранится в дальнейшем. Самое главное — при сохранении этой тенденции мы сможем готовить квалифицированные кадры, которые появляются только в процессе практической и востребованной работы.
PC Week: Насколько мне известно, в России есть только один связанный с СПО проект, имеющий международное значение. Это работы по верификации Linux, которые проводятся в ИСП РАН. То есть проводятся академической наукой, а не бизнесом. О чем, на ваш взгляд, это говорит — о силе нашей компьютерной науки или о слабости нашего компьютерного бизнеса?
В. И.: Это, конечно, говорит о слабости бизнеса. У нас в стране нет таких компаний, как Red Hat и IBM, которые широко используют СПО и входят в Linux Foundation, платя при этом огромные членские взносы. СПО у нас используется и в бизнесе, и государственных организациях. Возможно, не так широко, как хотелось бы, но недавнее постановление правительства о переводе федеральных госорганов на СПО наверняка изменит ситуацию к лучшему. Теперь что касается академической науки. Разумеется, я не хочу сказать, что за последние 20 лет в ней был какой-то заметный прогресс — это было бы смешно. Наверное, уместней говорить, что не все растеряно и какой-то потенциал удалось сохранить. Тем не менее приведенный вами пример характеризует все-таки слабость бизнеса.
PC Week: Помимо научной деятельности вы еще работаете со студентами. Есть ли интерес к СПО в студенческой среде?
В. И.: СПО широко используется в университетах, особенно на профильных кафедрах. В том числе и вследствие своей востребованности. Например, компилятор GCC занимает где-то три четверти мирового рынка. Уметь с ним работать просто необходимо. Хочу обратить внимание на то, что использование СПО позволяет в разы сократить время выполнения студенческих работ. Если делать с нуля, то потребуется чуть ли не год. А использование готовых наработок дает возможность управится за несколько месяцев без потери качества. Однако есть одна немаловажная деталь. Серьезные свободные программы очень объемны и сложны. Для их изучения требуется высокий уровень компетенции преподавательского состава. Если это условие выполняется, то есть и польза, и интерес. Другими словами, в данном случае все решают не программы, а люди. И это еще одно направление, в котором предстоит серьезная работа, — важность кадровой проблемы нельзя недооценивать.
PC Week: Как вы оцениваете текущие масштабы внедрения СПО в системе образования? Если они не такие, как ожидались, то может ли сообщество сказать, что сделало все, что могло? Или причины возможных проблем надо все-таки искать в себе?
В. И.: Система образования существует не сама по себе, она интегрирована в общество. Понятно, что насильно принудить школу к использованию СПО невозможно. Одна из задач школы — готовить ученика к дальнейшей жизни. Пока популярность СПО оставляет желать лучшего, никакие приказы не помогут. Это надо понимать, и говорить о каких-то провалах нет оснований. Школа — институт консервативный и поэтому инертный. Сейчас важно добиться того, чтобы учебные заведения были готовы к миграции, когда изменившаяся ситуация этого потребует. Если в регионе начнет расти популярность Linux-решений, то у школ появится серьезный стимул переходить на СПО, поскольку полученные знания станут востребованы на практике. На какой-то быстрый успех тут рассчитывать нельзя. Наивно считать, что достаточно убедить кого-то отдать приказ и на этом успокоиться. Будет расти популярность свободных решений — будут заметные сдвиги в школьных внедрениях.
PC Week: Смогут ли, на ваш взгляд, облачные технологии наконец-то стереть грань между открытым и закрытым ПО?
В. И.: Теоретически, да. Пользователю, разумеется, совершенно безразлично, какое именно ПО работает на облаке. Простой ответ на этот вопрос звучит примерно так. Но с практической точки зрения надо понять перспективы облачных вычислений в России. Тут есть два аспекта. Во-первых, цена. Стоимость аренды вычислительных мощностей на Amazon Cloud начинается с трех (!!!) долларов за час. И именно такая дешевизна привлекает покупателя. Однако из этого вовсе не следует, что в России будут такие же низкие цены. Не могу сказать по каким причинам, но обратное приходится наблюдать довольно часто — что дешево там, то дорого тут. Во-вторых, широкое распространение облачных вычислений требует прежде всего быстрого и доступного Интернета на всей территории страны. Этого в настоящее время не наблюдается. Пусть сперва появятся облака, а уже потом посмотрим, как будут стираться грани.
PC Week: Спасибо за беседу.