При несомненной специфике каждого бизнеса и, соответственно, многих ИТ-продуктов проблематика использования в них информационных технологий обнаруживает большое сходство. Зоопарк информационных систем, переход на безбумажную технологию документооборота, в том числе юридически значимого, правильный выбор фронт-офисной системы — всё это вполне типичные проблемы для компаний различных сфер экономики и, конечно, страхового бизнеса, что наглядно и продемонстрировала IV конференция “Script 'n' Sure Summit — 2011. Информационные технологии для страхового рынка”, организованная ОАО “Русский полис — Информационная группа”.
Документооборот без бумаги
О несовершенстве закона “Об электронной цифровой подписи” эксперты заявляли с момента его принятия и продолжают говорить по сию пору, спустя почти десять лет. Тем не менее очевидно, что именно Закон об ЭЦП заложил правовые основы для юридически значимого безбумажного оборота, актуальность которого для бизнеса и — шире — экономики не вызывает сомнений. Сейчас это понимают все участники рынка и в том числе представители регулирующих органов. И не только понимают — делают практические шаги в сторону организации электронного документооборота с поднадзорными учреждениями.
Олег Пилипец, заместитель руководителя Федеральной службы страхового надзора (ФССН), рассказал о практических планах своей организации по переходу на электронную отчетность, реализация которых уже началась. С осени 2010 г. “одна из многофилиальных страховых компаний” (определение докладчика) присылает электронную отчетность, скрепленную ЭЦП. В этом году начиная с III квартала запланирован переход на промышленную эксплуатацию системы получения электронной отчетности (на повестке дня — выбор удостоверяющих центров). Кроме того, в планах надзорного органа — выборочная публикация разъяснительных писем ФССН по запросам, получаемым от страховых компаний. Что касается обмена почтовой корреспонденцией, то она тоже из традиционного бумажного обращения посредством Почты РФ будет переведена в автоматизированный режим через специальный портал, на котором для каждого субъекта страхового дела (ССД) будет заведен личный кабинет. В электронный оборот планируется перевести и рассмотрение жалоб на ССД, а также выдачу и контроль исполнения предписаний ФССН. В завершение доклада Олег Пилипец сообщил собравшимся о проекте приказа Минфина, который будет определять для ССД, в какие активы они смогут размещать собственные средства, а также потребует более частого представления отчетности.
Солидарен с представителем надзорного органа в оценке актуальности перехода на безбумажный документооборот и Андрей Железнов (СКБ “Контур”). В его докладе речь шла о системе юридически значимого внешнего документооборота с компаниями-контрагентами, для организации которой СКБ “Контур” предлагает собственное решение “Диадок”. Фактически в рамках решения предоставляется возможность транспортирования документов в сочетании с механизмом удостоверения (компания имеет собственный удостоверяющий центр). Электронный документооборот не только на порядок удобнее, но и дает существенную экономию на накладных расходах (бумага, принтеры, площади для их хранения). Уже имеются внедрения данного решения (только за январь — февраль текущего года оборот составил 150 тыс. документов), в числе текущих — проекты в РУСАЛе, “Мегафоне” и ряде других крупных компаний. Как особо выделил докладчик, Закон № 229-ФЗ от 27.07.2010 о внесении изменений в Налоговый кодекс окончательно снимает вопрос использования электронных счетов-фактур. Дело за подзаконными актами Минфина по порядку обмена электронными счетами-фактурами, которые, как пояснил Андрей Железнов, уже готовы и находятся в Минюсте на регистрации.
Централизация, интеграция и безопасность
Две учетные системы в компании вместо одной — ситуация нередкая. Причина, как правило, всегда одна: “Так сложилось исторически”. Проблемы в этом случае тоже стандартны — повышенные риски взаимоотношений с надзорными органами, снижение качества управленческой отчетности, увеличение расходов на сопровождение систем и т. д. Одна из самых крупных страховых компаний российского рынка ОСАО “Россия” до недавнего времени находилась именно в такой двойственной ситуации, пока не был запущен проект перехода на единую систему, о котором и рассказал собравшимся Юрий Колесников (ОСАО “Россия”). На предварительной стадии проекта было составлено техническое задание, выработаны критерии “идеальной корпоративной системы”, по которым впоследствии стали оцениваться работающие в компании программы. В результате этой оценки выбор был остановлен на системе, обслуживавшей Москву и центральный регион, показатели которой оказались ближе к идеальным. Переход был осуществлен методом полной односторонней миграции данных из второй системы в первую. При этом докладчик из соображений толерантности не захотел привести названия учетных систем, в том числе и той, в пользу которой был сделан выбор, сказав только, что обе системы — крупных сторонних производителей. Юрий Колесников особенно отметил проблему взаимоотношений топ-менеджмента и ИТ-специалистов, с которой постоянно приходилось сталкиваться в процессе перехода на новую систему. Эта проблема, как монетка, имеет две стороны: решка — недостаток компетенции у руководства в вопросах ИТ, орел — избыток таковой у ИТ-специалистов в сочетании с неумением на понятном бизнесу языке объяснить специфику того или иного решения и даже с некоторым высокомерием. Поскольку проект находится на финальной стадии реализации, можно не сомневаться, что эти проблемы были успешно решены.
Как известно, специалист специалисту рознь. И если для сотрудника внутреннего ИТ-подразделения в какой-то степени допустимо страдать косноязычием, то представитель сторонней компании — консалтинговой или производителя ПО — обязан владеть языком бизнеса. Это в числе прочего и отметил Мантас Бута (iTree Finance UAB). По его мнению, с которым трудно не согласиться, и страховая компания должна знать бизнес своего клиента, который она страхует, и ИТ-специалист обязан знать специфику бизнеса страховой компании. Но основная мысль доклада г-на Буты была в другом: сложность информационных технологий и количество ИТ-продуктов давно уже настолько возросли, что один или даже несколько опытных экспертов не способны иметь необходимый объем знаний для принятия компетентных решений. Поэтому все вопросы должна решать специально сформированная команда, знающая и бизнес-процессы, и технологии, и рынок решений и ориентирующаяся при этом на ясно сформулированные цели ИТ-политики.
О проблематике перехода на единую учетную систему, но в других условиях — при сделках слияния и поглощения — рассказал и Александр Солодников (ПСГ “Основа”). Основные задачи в данном случае — учет продаж объединенной компании, управление процессом урегулирования убытков, ведение истории страхования и др., а один из способов оперативной минимизации ИТ-проблем, по мнению докладчика, — внедрение тонкого Web-клиента для системы продаж.
Еще одна характерная для крупных компаний ситуация — зоопарк информационных систем, построенных в разное время и с использованием различных средств разработки и баз данных. Проблемы — трудность сквозного контроля бизнес-процессов, недостаточная скорость их изменения под требования бизнеса и множество других. Один из способов решения — внедрение систем класса Business Process Management (BPM), о котором на примере реализованных в компании РОСНО проектов рассказал Вячеслав Бутыркин. На базе таких продуктов, как IBM Lombardi (бывший Lombardi TeamWorks), сервисная шина Sonic ESB и система хранения и обработки документов Alfresco, была модернизирована корпоративная информационная система РОСНО. Конкретные направления, на которых реализованы BPM-проекты, — урегулирование убытков КАСКО и ОСАГО. В результате сокращено время рассмотрения страхового случая, обеспечена автоматизация работы операционного центра с автоматической маршрутизацией задач, реализован автоматизированный контроль за их исполнением.
На проблемах информационной безопасности (ИБ), актуальных для страхового бизнеса, как и для любого другого, остановился в своем выступлении Дмитрий Баранов (РОСНО). Одним из самых важных направлений обеспечения ИБ, как это ни странно может показаться, является внедрение культуры информационной безопасности, донесение до сотрудников правил и норм ИБ и их исполнение.
Организация продаж
Иван Иванов (“ВИРТУ СИСТЕМС”) в своём докладе описал возможную архитектуру фронт-офиса страховой компании, зависящую от выбранной стратегии продвижения, каналов продаж и собственно набора страховых продуктов. Так, для страхования жизни необходим агентский портал, который всем заинтересованным лицам обеспечит доступ к необходимой информации, а руководству — управление агентской сетью из единого центра. Для розничной страховой компании с большим разнообразием страховых продуктов и обширной партнерской сетью фронт-офисное решение должно предусматривать глубокую интеграцию с бэк-офисом, чтобы использовать возможности последнего (например — справочники). Эти и другие варианты, подчеркнул докладчик, реализованы во фронт-офисных решениях “ВИРТУ СИСТЕМС”, клиентами которой уже являются пятнадцать крупных страховых компаний.
На различных аспектах организации прямых продаж остановился Михаил Деменков (“КИТ Финанс Страхование”). В числе прочего он отметил, что компания продает большой набор продуктов физическим лицам (ОСАГО, ВЗР и др.), что соответственно порождает большое количество полисов. Для поддержки таких продаж была создана специальная подсистема “Сопроводительные листы”.
Задачи на перспективу
Представителям компаний, предполагающих в ближайшей перспективе начать работать на рынке страхования опасных промышленных объектов (ОПО), безусловно был интересен доклад Сергея Яковлева (Национальный Союз страховщиков ответственности — НССО). Согласно приведенной докладчиком статистике износ оборудования на российских предприятиях составляет более 80%, а количество опасных объектов в России — более 330 тыс.. Закон № 225-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца ОПО был подписан Президентом РФ в июле прошлого года. Страхование ответственности владельцев ОПО должно начаться 1 января 2012 г., а страхование государственного и муниципального имущества — год спустя, 1 января 2013-го. Необходимым условием получения лицензии на страхование ОПО, подчеркнул Сергей Яковлев, является членство в НССО. Но недостаточным — стаж работы компании на других рынках страхования должен быть не менее двух лет. Предполагается, что в ближайшей перспективе будет создана централизованная автоматизированная система, которая обеспечит взаимодействие всех участников рынка страхования ОПО. Соответственно с целью организации оперативного взаимодействия в ближайшей перспективе будут выработаны требования к корпоративным ИС страховых компаний, предполагающих работать на рынке страхования ОПО.
О перспективном, но, по мнению многих участников рынка, пока в силу ряда законодательных ограничений не слишком реальном направлении бизнеса — прямых продажах страховых полисов через Интернет — рассказал Петр Козьяков (PayOnlineSystem). Наиболее применяемым сегодня инструментом для безналичных платежей в Интернете являются банковские карты. Данный сегмент растет и, всего вероятнее, дальше будет расти. При этом возможны различные варианты приема платежей банковских карт в оплату страховых полисов, один из них — через процессинговый центр PayOnline System.
В завершение отметим, что помимо содержательности прозвучавших на конференции докладов была очевидна заинтересованность всех участников страхового бизнеса в обсуждении общих для рынка проблем, что, не сомневаемся, является залогом их последующего успешного разрешения.