Трансформация охватывает все предприятие. Первым шагом на пути к ней является составление ясной картины деятельности предприятия в целом.

Большинство крупных организаций использует различные внутренние и внешние ресурсы для документирования своей деятельности — организационные схемы, бизнес-планы, политики и процедуры и т. п. Многие из этих документов большой ценности не представляют. В них не используются общеупотребительные стандарты и терминология, они остаются незавершенными, поэтому не могут быть полезны для получения целостной картины.

В результате перед компаниями встает ряд вопросов:

  • противоречащие друг другу цели бизнес-подразделений не позволяют расставить приоритеты;
  • изолированность процессов приводит к утрате их связи с целями бизнеса и предъявлению нереалистичных требований к технологии;
  • отсутствие координации действий бизнес-подразделений и слияний/поглощений вызывает распространение перекрывающихся бизнес-систем;
  • важнейшие процессы зависят от временных решений ad hoc, принимаемых для удовлетворения сиюминутных потребностей;
  • отсутствует многократное использование активов; возникают трудности с формулированием стандартов и доведением их до сведения сотрудников;
  • невозможно идти в ногу с техническим прогрессом и следить за предложениями производителей;
  • модели архитектуры предприятия носят слишком технический и детальный характер и понятны лишь тем, кто их разработал.

И это только краткий список.

Чтобы добиться успеха в будущем, непрерывная трансформация требует механизма управления, объединяющего компанию по вертикали (от правления до проектных групп) и по горизонтали (все подразделения, внешние партнеры и клиенты). Для обеспечения такого единства на практике необходимо учесть все организационные структуры, процессы, информацию и автоматизацию.

Как же выглядит организация такого типа?

В трансформирующихся организациях все последовательные процессы интегрированы, полностью разработана стратегическая архитектура предприятия и имеются средства, позволяющие одновременно решать широкий круг проблем. В области управления стратегическими инвестициями такие организации имеют согласованные процессы выдвижения инициатив, их отбора и управления ими. Они обладают стандартизированными средствами структурирования проектов и управления ими с соблюдением корпоративных требований. У них существуют проверенные стандарты определения спроса и предоставления ресурсов — человеческих, финансовых, основного капитала и прочих — для будущих инициатив. У них имеются управляющие единицы, которые осуществляют активный мониторинг и управление эффективностью всех инициатив в соответствии с общепринятыми критериями и играют роль системы раннего предупреждения, когда проблему необходимо передать на рассмотрение более высокого руководства и правления. Они обладают развитыми структурами с четко определенными ролями, которые точно исполняются.

В отличие от описанных выше организаций, которые осуществляют мониторинг и управление эффективностью всех инициатив, у лидеров или суперзвезд руководящие органы всегда возлагают ответственность за принятие решений в области технологии бизнеса на специалистов как по бизнесу, так и по технологии.

В этих организациях данные превратились в информацию, которой они эффективно управляют по всему предприятию и которую используют как основу для принятия решений. Для доступа к информации и управления ею широко применяются интегрированные корпоративные автоматизированные системы, с помощью которых принимаются решения. Такие организации понимают как сильные стороны, так и ограниченность, присущие точечным решениям. Для согласования принятия решений и управления они используют управленческие приборные панели и другие инструменты.

Далее, в них идет непрерывный процесс оптимизации. Они учатся, адаптируют, реализуют, совершенствуют, и этот цикл постоянно повторяется. Их организационные структуры оптимизированы с таким расчетом, чтобы всегда имелись нужные структуры на нужном уровне, принимающие решения в соответствии со своим статусом. Решения полностью определяются данными благодаря последовательному, скоординированному и интегрированному использованию автоматизации. Любой специалист обладает соответствующим правом доступа к информации в масштабах предприятия, к инструментам анализа и управления. Подобная единообразная для всех управляемая данными модель является основой ведения бизнеса.

Такие управленческие приемы представляют собой практичную, проверенную реакцию на действия сил созидательного разрушения. Как пророчески сказал экономист Йозеф Шумпетер, “любой элемент стратегии бизнеса приобретает свое подлинное значение только на фоне этого процесса и созданной им ситуации”. Хотя фермерам из Айовы, автомобилестроителям из Детройта и инвестиционным банкирам с Уолл-стрит нелегко понять, как они связаны со своими отраслями, в реальности одни и те же принципы и наборы трансформирующих повторяющихся процессов являются необходимыми для создания сильных, здоровых компаний и, в конечном счете, более стабильной экономики в целом.