20 апреля на подмосковном форуме “РИФ + КИБ 2011” директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко традиционно подвел итоги прошедшего года для Рунета.
По данным различных источников, в России пользуются Интернетом хотя бы раз в месяц уже 57 млн. человек (прирост 43% за два года). Из них на долю городов с населением от 100 тыс. человек приходится 36 млн. пользователей (прирост 10% за год).
Домашний проводной широкополосный доступ (ШПД) есть у 31 млн., а 22 млн. пользовались Интернетом с мобильного телефона.
Рост взрослой аудитории (граждане старше 18 лет) составил 22%. Ключевые точки роста — небольшие города с населением менее 500 тыс. человек.
Ориентировочно к 2014 г. проникновение Интернета вырастет до 71% и составит 80 млн. пользователей. Соответственно если сейчас Россия по количеству пользователей занимает второе место в Европе (после Германии с ее 64 млн. человек), то через два года наша страна имеет все шансы выйти на первое.
Сервис-провайдеры Интернета по охвату территории вплотную приблизились к телевизионным. А для молодежи Сеть уже стала первым по значимости источником информации.
Объем рынка сетевой рекламы в 2010 г. вырос на 40% и составляет сейчас 26,7 млрд. руб. в год. Рынок веб-разработок увеличился на 30%, достигнув приблизительно 8—10 млрд. руб. Рынок тиражного софта добавил 15% и составляет 100 млрд. руб.
Электронная торговля в 2010 г. увеличилась на 40% и достигла 210 млрд. руб. Прогноз роста на следующий год — 17% (245 млрд.). По словам г-на Плуготаренко, в марте текущего года 24% аудитории выбирали или покупали товары в Сети (год назад 17%). Общий объем интернет-покупок — 18 млрд. руб. (на 2 млрд. больше, чем в прошлом), что эквивалентно тратам одного покупателя в объеме 3000 руб.
Электронных платежей в 2010 г. было проведено на сумму в 70 млрд. руб. (прирост 75%), предположительно в 2011 г. эта сумма вырастет вдвое.
Об активности наших соотечественников в Сети также можно судить по количеству поисковых запросов. Сейчас поисковики Рунета обрабатывают 250 млн. запросов в сутки. Наиболее популярной системой является “Яндекс” (66,1%), далее следуют Google (22,9%), Mail.ru (7,1%), “Рамблер” (1,5%), Bing (0,8%), на все остальные приходится 1,6% запросов.
Еще один показатель активности — ежедневно россияне отсылают 12 млн. писем и получают 264 млн. Причем это без учета спама (за разницу в цифрах ответственны всевозможные подписки на рассылки, письма нескольким адресатам и т. д.).
По ряду показателей сохраняется огромный интерес наших соотечественников к социальным сетям. По уровню вовлеченности мы уже занимаем первое место в мире, суммарно проводя в соцсетях 280 млн. ч в месяц. Кстати, на данный момент в сетях доступно порядка 30 тыс. приложений, которыми порядка 30% целевой аудитории пользуется ежедневно.
Достаточно актуальной также остается тема блогинга. Сейчас в Рунете зарегистрировано 42,5 млн. блогов. В день индексируется порядка 6,5 млн. русскоязычных записей. Из них 5,9 млн. приходится на так называемый микроблогинг. Правда, несмотря на медийную раскрученность “Твиттера”, он занимает лишь второе место по популярности — порядка 315 тыс. записей в сутки, в то время как безоговорочным лидером является микроблогинг на Mail.ru — более 4 млн.
Два слова о мобильном Интернете. Его проникновение в настоящий момент растет быстрее рынка в целом — увеличение аудитории 18% в год против 14% соответственно. Уже почти половина молодежи использует для выхода в сеть мобильные телефоны.
Весьма важным событием прошлого года в Рунете стал запуск доменной зоны .РФ (уже порядка 730 тыс. регистраций). Благодаря ей Россия по количеству доменов вышла на пятое место в мире.
Впрочем, главными событиями для отрасли в прошлом году, по мнению г-на Плуготаренко, стали такие факты, как первый выход отечественной интернет-компании на IPO. Размещение Mail.ru Group прошло по верхней границе ценового диапазона — 5,71 млрд. долл. Также г-н Плуготаренко считает знаковым появление мобильных API, приобретение ICQ российской компанией (опять же Mail.ru Group) и начало индексации “Яндексом” глобального Интернета.