По оценке компании Gartner, в 2010 г. мировой рынок корпоративного ПО вырос на 8,5% и достиг отметки почти в 245 млрд. долл. Таким образом, в прошлом году результаты оказались гораздо лучше, чем в позапрошлом, когда объем этого рынка сократился на 2,5%, до 226 млрд. долл.
По мнению аналитиков, причина роста в том, что в 2010-м ведущие поставщики ПО нарастили свои продуктовые портфели, приобрели компании в соответствии со своими стратегиями и укрепили позиции на развивающихся рынках. В том же году рынок вернулся в устойчивое состояние и расширился с точки зрения оборота и географического охвата. Однако не во всех регионах восстановление проходило одинаково быстро. Так, в Западной Европе и Японии подъем рынка корпоративного ПО был весьма умеренным. С другой стороны, в Латинской Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе рост объема продаж выразился в двузначных показателях (в процентах).
Более половины рынка корпоративного ПО приходится на долю ведущей пятерки игроков. Три из пяти членов этой группы добились роста оборота выше среднего по рынку (см. таблицу). Microsoft продолжает занимать первое место, увеличив долю на рынке корпоративного ПО до 22,4%. Этот рост обеспечен массовым переходом предприятий на Windows 7 и Office 2010. На результаты компании также положительно повлияли внедрение дополнительных моделей доставки ПО и новая стратегия компании, направленная на привлечение не только индивидуальных пользователей, но и организаций. В 2010-м Microsoft усилила фокус на корпоративных приложениях и инфраструктурном ПО.
IBM сохранила второе место, которое она занимала в 2009-м, но могла бы стать первой, если бы Gartner не учитывала продажи Microsoft Office и Windows в потребительский сектор. IBM же продает ПО только предприятиям и партнерам. Доход IBM от продажи ПО вырос на 5,7% в основном благодаря семействам продуктов WebSphere, Tivoli и Rational, а также решениям для системного управления и операционным системам. В 2010-м IBM значительно расширила долю в сегменте приложений за счет фокуса на маркетинге и продажах более 20 отраслевых решений, продвигаемых в рамках стратегии Smarter Planet.
Наиболее быстрого роста из членов ведущей пятерки добилась Oracle, которая в 2010 г. получила от продаж ПО на 19,4% больше, чем в 2009-м. Рост наблюдался по всем сегментам рынка ПО, но наиболее активно компания увеличила продажи в области бизнес-аналитики, безопасности, управления ИТ, интеграции данных и повышения качества данных. Oracle продолжила поддержку технологий большинства приобретенных компаний, но в то же время встроила инфраструктурные продукты и средства промежуточного слоя в систему Oracle Fusion Middleware 11g, что обеспечило некоторую интеграцию ее приложений. Компания надеется на повышение спроса на свои отраслевые решения, ПО промежуточного слоя, средства повышения качества данных и управления мастер-данными, инструменты интеграции, CRM и SCM.
Но если рассматривать не пять, а 25 ведущих игроков, то здесь лидером по темпу роста оказалась компания VMware, которая увеличила оборот на 41%. Далее следуют Adobe (29%) и salesforce.com (26%). Доход этих 25 компаний вырос на 11,5%. На их долю пришлось 68% рынка корпоративного ПО, или 165 млрд. долл.
В заключение аналитики отметили, что ситуация на рынке корпоративного ПО постоянно меняется. Ожидается продолжение слияний и поглощений, поскольку поставщики ПО и услуг стараются расширить клиентскую базу, добавить уникальные функции к своим решениям и расширить долю рынка.
Доход в 2010 г. (млн. долл.) | Доля рынка в 2010 г. (%) | Доход в 2009 г. (млн. долл.) | Доля рынка в 2009 г.(%) | Рост 2009-2010 гг. (%) | |
---|---|---|---|---|---|
Microsoft | 54 711 | 22,4 | 48 650 | 21,6 | 12,5 |
IBM | 25 436 | 10,4 | 24 073 | 10,7 | 5,7 |
Oracle | 23 918 | 9,8 | 20 037 | 8,9 | 19,4 |
SAP | 12 979 | 5,3 | 11 390 | 5,1 | 13,9 |
Symantec | 5655 | 2,3 | 5513 | 2,4 | 2,6 |
Другие поставщики | 121945 | 49,8 | 115842 | 51,3 | 5,3 |
Всего | 244644 | 100,0 | 225505 | 100,0 | 8,5 |