Если посмотреть на историю (все же полтора десятка лет — целая эпоха для ИТ) московской выставки-конференции DOCFLOW — по общему признанию, ведущего российского мероприятия в сфере средств управления документами (СЭД) и корпоративным контентом (ECM), то можно увидеть, что как раз в конце прошлого десятилетия она вышла на свой некоторый качественно новый уровень, получив определенное признание не только в российской СЭД-отрасли, но также со стороны соответственно государства и мирового ECM-сообщества. Видимым отражением этого стало то, что открытие DOCFLOW проходит последние годы по традиционной схеме — приветственное выступление представителя “профильного” министерства, а потом обзорный доклад мировых ECM-тенденций от кого-то из международной ассоциации AIIM.
Если взять за критерий уровень этих выступлений, то нынешная DOCFLOW 2011, прошедшая в Москве 18 мая, стала “самой-самой” — и ту и другую организации представляли их первый лица: министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев и президент AIIM Джон Манчини. Оба они уже по разу выступали на DOCFLOW в роли “специальных гостей”, но в разное время — в 2009-м (www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=119239) и 2008-м (www.pcweek.ru/business/article/detail.php?ID=110059) соответственно. Стоит вспомнить, что первое появление руководителя “профильного” министерства два года назад внесло некоторое смятение в настроения отечественных СЭД-разработчиков, поскольку тогда в его приветствии прозвучали определенные упреки в их адрес, в том числе сомнения в их готовности соответствовать требованиям времени. Потом еще почти год в СЭД-сообществе так или иначе обсуждалось это высказывание, но в целом эксперты приходили к выводу, что за ним скрывалось, скорее всего, намерение “взбодрить” отрасль в условиях как раз тогда начавшейся очередной волны внедрений электронных средств в систему управления государством.
На этот раз приветствие Игоря Щеголева выглядело весьма доброжелательным, можно даже сказать дружественным. Наверняка этому способствовал опыт последних двух лет, который показал, что в деле перевода органов власти страны на электронные рельсы технологические проблемы являются далеко не самым критическими. Наверное, министр убедился в этом и на опыте работы собственного ведомства: как раз в 2009 г. в нем была проведена серьезная модернизация информационной системы. Решив собственным примером показать реалистичность курса федерального правительства на широкое использование свободного ПО, Минкомсвязи внедрило у себя новую СЭД как раз на базе СПО. Значительная часть краткого выступления министра была посвящена именно их собственному опыту: “Мы старались не отталкиваться от опыта стран с другой бюрократической корпоративной культурой, а адаптировать нашу корпоративную культуру под то, как “ходят” документы у нас в государственных органах”.
После приветствия Игорь Щеголев, как и в прошлый раз, совершил обход выставочной экспозиции, останавливаясь у стендов не только избранных лидеров, но и не очень широко известных компаний. При этом, по отзывам очевидцев события, его вопросы явно свидетельствовали о том, что министр знаком с проблемами применения СЭД не только на уровне общего руководства, но и как конечный пользователь. В частности, демонстрируемые ему не раз во время этой экскурсии мобильные рабочие места на основе современных планшетов и других мобильных устройств явно привлекли его внимание.
Выступление Джона Манчини было выдержано в традиционной для зарубежных гостей манере речей о глобальной трансформации информационного мира в соответствии в возможностями новых технологий — рост объемов информации, повышение значимости мобильных технологий и социальных сетей, использование моделей облачных вычислений. При этом он отметил, что переход от бумажных технологий к электронным еще далеко не завершен, и что “гордиев узел бумажной парадигмы” до сих пор еще не распутан. Мечом, который сможет разрубить его, должна стать выработка новых представлений о сущности и значимости документов и контента в современном обществе.
Что касается самой DOCFLOW, то в целом она проходила в своем традиционном формате, без особых “объявлений”, скорее в режиме рабочего общения поставщиков с текущими и потенциальными заказчиками. По наблюдениям старожилов, на этот раз было меньше посетителей, чем в прошлые годы, но их качественный, профессиональный уровень заметно повысился. Люди больше приходили с конкретными запросами и интересовались новинками конкретных решений (не просто посмотреть, что на рынке происходит). Стенды экспонентов были достаточно скромными, выдержанными в делом стиле; практически не было, как раньше, “шоу” (типа лотерей) для банального привлечения зрителей.
Участники экспозиции занимали в общем-то свои привычные места. Но стоит отметить, что стенд компании “1С” вернулся на свое традиционное центральное место в первом зале фойе бизнес-центра, да и выступления ее представителей в конференц-программе были явными лидерами по числу слушателей. Несколько удивило отсутствие на DOCFLOW такого традиционного участника, как компания “Электронный Архив”. Из числа ведущих мировых поставщиков отсутствовала только Open Text (хотя ее представители уже несколько лет подряд обещают повысить свою активность на российском рынке). Со своим стендом — как обычно, на самом видном месте выставки — была только EMC. Остальные — IBM, Microsoft и Oracle (последние две являлись спонсорами) — были представлены только на стендах партнеров и в программе конференции.
Новинкой секционной работы стали более четкое разделение по потокам докладов о реализованных проектах и презентации продукции поставщиков. Особо стоит отметить появление отдельного секции “Дискуссионный Клуб”, где прошли три панельные дискуссии, касающиеся проблем государственных услуг (с участием заместителя руководителя Минкомсвязи Ильи Массуха), возможностей применения современных ECM-технологий и корпоративного поиска в информационных системах. Об этих обсуждениях и наиболее интересных докладах, в том числе по итогам исследования российского СЭД-рынка, проведенного проектом DOCFLOW, мы еще расскажем.