В середине мая вдруг выяснилось, что единой службы экстренных вызовов в нашей стране по-прежнему нет. На заседании правительственной комиссии по транспорту и связи вице-премьер Сергей Иванов констатировал, что создание системы экстренных вызовов по единому номеру 112 в России сорвано. По его словам, за три года в стране были созданы только пилотные проекты функционирования системы. Сейчас становится ясно, что это может отрицательно отразиться на реализации других важных инновационных решений в стране.
Г-н Иванов сообщил, что еще в 2009 г. данная система должна была быть реализована в 20 регионах, а в 2010-м — на территории 44 субъектов РФ. “На самом деле мы имеем единичные и пилотные проекты функционирования системы, — передают его слова информационные агентства. — Выполнение плана мероприятий по реализации концепции создания “Системы-112” фактически сорвано”.
Он также напомнил, что российское правительство в августе 2008 г. одобрило разработанную Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и МЧС России концепцию создания такой системы на базе единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований . Этот документ был направлен на ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных и оперативных служб, а также на организацию удобного вызова по принципу одного окна.
“Если называть вещи своими именами: у нас еще конь не валялся”, — констатировал заместитель председателя правительства. Он уточнил, что профильным ведомствам понадобилось более двух лет, чтобы разграничить полномочия федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию этой концепции, а именно — МЧС и Минкомсвязи. Следующей задачей властей вице-премьер назвал необходимость форсировать работу по созданию ЕДДС в регионах и муниципалитетах.
На сегодняшний день пилотные зоны “Cистемы-112” действуют в Курской и Калужской областях, Татарстане, а также в Санкт-Петербурге. Функции координатора создания системы указом президента Дмитрия Медведева от 28 декабря прошлого года возложены на МЧС. В проекте также участвуют ФСБ, Минкомсвязи, МВД, Минздравсоцразвития и Минрегион. Работа по созданию дежурно-диспетчерских служб в субъектах РФ должна быть завершена до 31 декабря 2012 г. И хотя все сроки прошли, но ряд уже разработанных документов, таких как положение о создании “Системы-112”, концепция и Федеральная целевая программа, пока увязли в межведомственных согласованиях.
Сергей Иванов прав в том, что работы по “Системе-112” фактически застопорились на уровне первого этапа (2008—2009 гг.), который предусматривал отработку общих принципов функционирования и организацию межведомственного взаимодействия экстренных оперативных служб на примере опытных зон. До второго этапа в МЧС так и не дошли. Напомним, что он предполагал полномасштабное развертывание системы на всей территории РФ, в том числе в 2011 г. в 68 и в 2012 г. в 83 субъектах РФ.
Общий объем инвестирования в проведение обозначенных работ по оценкам экспертов должен был превысить 2 млрд. долл.. Были ли выделены соответствующие капиталовложения, мы не знаем. Но финансирование работ по созданию и развертыванию “Системы-112” должно было производиться с учетом софинансирования из бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов. И вряд ли в условиях кризиса там могли быть найдены необходимые ресурсы.
Очевидно, что для проведения запланированных работ по созданию “Системы-112” потребуется дополнительно еще несколько лет. Между тем потребность страны в развитии данного проекта за последние два года существенно возросла: “Система-112” должна стать базовой инфраструктурой для развертывания другого масштабного проекта — “ЭРА-ГЛОНАСС” . И любые промедления по внедрению “Системы-112” теперь будут отрицательно сказываться на реализации амбициозного проекта “ЭРА-ГЛОНАСС”.