Microsoft и Softkey объявили о подписании стратегического соглашения, согласно которому российская компания становится международным партнером Microsoft в деле предоставления разработчикам возможности размещать по упрощенной схеме создаваемые ими мобильные приложения на Windows Phone Marketplace.
Мобильная платформа Windows Phone 7 была представлена осенью 2010 г. и сегодня является активно развивающейся нишей, для которой создается разнообразное прикладное ПО. Ежедневно в мире выпускается около сотни новых приложений для данной платформы, размещаемых через Marketplace. На этой официальной площадке в настоящее время доступно более 17 тыс. приложений и зарегистрировано свыше 42 тыс. разработчиков со всего мира. Количество загрузок инструментов разработки для Windows Phone уже превысило 1,5 млн.
Размещение новых программ на Marketplace доступно всем желающим, прошедшим процедуру регистрации. Однако пройти все этапы оформления оказывается незатруднительным только для представителей стран, имеющих официально запущенную поддержку Windows Phone Marketplace. Россия до сих пор не входит в этот список, причем она не единственная страна, находящаяся в таком статусе. Marketplace также не поддерживается в ряде крупных регионов — на Ближнем Востоке, в Восточной Европе и Африке. Местные разработчики испытывают проблемы с размещением созданных программных продуктов и последующим получением прибыли от их продаж.
Не стоит утверждать, что текущие условия стали непреодолимым препятствием для российских разработчиков. На официальной площадке Marketplace на сегодняшний день присутствует около 200 разработок, имеющих “российское происхождение”. Некоторые из них даже получили статус “рекомендуемых”. Однако в процентном соотношении их доля невелика на общем фоне публикуемых программ.
Основные трудности, с которыми сталкивались российские разработчики, связаны с особенностями применения российского и американского законодательств, с необходимостью соответствия нормам бухгалтерского и налогового учетов. Разработчик из России должен заполнить документы на английском языке и представить справку о постановке на налоговый учет для контроля прибыли от продажи размещенных в Marketplace программ. К рассмотрению принимаются документы только из стран, где запущен сервис Marketplace.
Эти трудности известны в Microsoft. К настоящему моменту для их устранения установлены партнерские взаимоотношения с пятью компаниями в мире. Они получили возможность делегировать свое право на размещение приложений в Marketplace местным разработчикам, максимально упростив для них процедуру регистрации. Softkey стала шестой в этом списке.
Оценивая новое предложение, можно обратить внимание, что Microsoft и Softkey стремятся развивать рынок мобильных приложений прежде всего за счет публикации бесплатных программ. Годовая подписка за 99 долл. позволит разработчику разместить в Marketplace до 100 бесплатных приложений для Windows Phone (размещение до 20 дополнительных приложений стоит 20 долл.). Разовое размещение до 20 бесплатных программ оценивается в 25 долл.
Предусматривается также возможность размещения коммерческих программ. Softkey планирует взимать с их продажи 10% прибыли, оставшейся после стандартного 30%-ного отчисления с продажи в пользу Microsoft. Согласно оценкам экспертов, названные цены вполне отвечают принятой в мире практике.
Кроме того, предусмотрена льготная поддержка студентов-разработчиков, но для этого они должны быть участниками программы стимулирования бизнес-активности молодых разработчиков Microsoft DreamSpark.
Как отметил генеральный директор Softkey Феликс Мучник, услуги компании не будут ограничиваться только оформлением договорных отношений и публикацией передаваемых разработчиками приложений в Marketplace. Помимо этого предусматривается контроль качества выкладываемых разработок, соответствия законодательству и правовым нормам. Компания готова также консультировать разработчиков, помогать им зарабатывать деньги и стимулировать продажи программ. Полный цикл обработки поданных заявок на размещение мобильного приложения в Marketplace не будет превышать три рабочих дня.
Сервис компании Softkey будет распространяться не только на Россию, но также на Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Казахстан, Киргизию, Молдавию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан, Украину.
Тем не менее остается неясным, как будут решаться вопросы, касающиеся поддержки версионности выкладываемых приложений. Стадия обновления ПО неизбежна при разработке новых приложений, но, видимо, она будет учитываться как размещение нового экземпляра ПО.
Остаются и другие вопросы. Как будет отслеживаться обратная связь с пользователями на Marketplace? Намерена ли Softkey брать на себя полную ответственность за размещенные программы или будет разделять ее с разработчиком? Руководство Softkey утверждает, что учитывает эти риски и готово опираться на опыт решения конфликтных ситуаций, накопленный компанией при работе со своим интернет-магазином.
Особенность нынешней ситуации заключается также в том, что занимаясь продвижением российского софта для Windows Phone 7, компаниям Microsoft и Softkey неизбежно придется учитывать, что локализованных устройств на этой платформе пока еще нет на “подшефной” территории. Кто будет покупать локализованные программы? Либо на первых порах там будут размещаться программы без локализации под местный рынок, либо этот проект ориентирован на то, что разработчики будут выкладывать приложения, не получая пока реального дохода и рассчитывая на заделы ради будущего.
Говорят, что ждать осталось недолго. В ближайших планах Microsoft выпуск на российский рынок моделей с полноценными русскими приложениями, которые будут работать на базе обновленной версии Windows Phone 7 (кодовое название Mango). Реализация этих планов должна произойти до конца нынешнего года, однако точных сроков Microsoft пока не называет.
Развивая рынок российских разработок, Microsoft преследует глобальную цель — повысить популярность мобильной платформы Windows Phone 7. Как отметил Павел Черкашин, директор департамента потребительских продуктов и онлайн-сервисов Microsoft в России, “…аналитики придерживаются мнения, что к 2015 г. Windows Phone 7 станет второй по популярности мобильной платформой в мире с долей рынка около 20%”. Предпринимая упреждающие шаги и устанавливая партнерские отношения в этом направлении с компанией Softkey, Microsoft планирует уже сегодня заложить основы для развития российской экосистемы прикладных программных разработок для мобильной платформы Windows Phone, чтобы с появлением соответствующих устройств “выстрелить” на местном рынке в полную силу.
Softkey также рассчитывает, что в ближайшем будущем ее ждет существенный рост объема российского рынка разработки мобильных приложений. К моменту появления локализованных версий смартфонов компания планирует предложить разработчикам дополнительный инструмент — платежный модуль SKIAB (Softkey InApp Billing). Разработчики, встраивая его в свои приложения и размещая их в Marketplace, смогут предложить возможность оплачивать пользовательскую лицензию и дополнительные услуги не только с помощью кредитных карт (стандартный платежный метод для Windows Phone Marketplace), но также и с помощью других методов — через SMS, электронные деньги или банковский перевод. Как считает Феликс Мучник, это позволит разработчикам заработать на своих приложениях больше денег и будет стимулировать их на создание новых приложений с расширенным функционалом для розничного рынка и бизнеса.