В последние три года рынок интерактивных электронных досок резко пошел в гору — темпы его ежегодного роста составляют десятки процентов. По оценкам экспертов Display Search, к 2012 г. только в системе образования в среднем по всему миру интерактивной доской будет оснащен каждый шестой класс или аудитория. И этому есть вполне понятное объяснение. Интерактивные электронные доски оказались очень эффективным инструментом организации коллективной работы не только в офисах компаний, но и в учебных классах, где позволяют сформировать гораздо более комфортную — и для учащихся, и для преподавателя — образовательную среду. Совершенно иной уровень технических возможностей интерактивных досок по сравнению с традиционными учебными досками, новизна пользовательского интерфейса, базирующегося на сенсорных технологиях, привлекают учащихся, непроизвольно подогревая их интерес к занятиям и разностороннему проявлению своих творческих способностей с использованием предлагаемого в составе решения богатого набора программных инструментов. При этом присущий таким решениям по определению фактор интерактивности позволяет принципиально изменить образовательный процесс, обеспечив возможность перехода от лекторо-центричной модели к активному взаимодействию преподавателя и учеников, в ходе которого гораздо проще удержать их внимание и обеспечить усвоение знаний. Тем более, что в распоряжении преподавателя оказывается весь арсенал современных мультимедиа-средств, включая видео, графику, Интернет, а чтобы управлять всем этим, не требуется осваивать и использовать самую разную технику.
В настоящее время на рынке представлен широкий ассортимент интерактивных досок в разных вариантах исполнения: на базе технологий прямой проекции (проектор плюс проекционный экран с чувствительной к прикосновениям поверхностью) и обратной (DLP-телевизор с сенсорным экраном), а также на основе плазменных и ЖК-панелей, дополненных средствами определения точки прикосновения к экрану. Эти продукты постоянно совершенствуются конкурирующими компаниями и на смену старым решениям приходят новые, все более удобные.
К числу таких решений, недавно выведенных на рынок, принадлежит и интерактивная ЖК-панель Samsung 650TS, позиционируемая как устройство для оснащения переговорных комнат, залов совещаний и конференц-залов в компаниях и организациях, а также учебных классов и аудиторий в образовательных учреждениях.
Преимущества ЖК-исполнения
Хотя на сегодняшний день более широко распространены интерактивные доски на базе прямой проекции (прежде всего в силу того, что они стоят дешевле и по площади рабочей поверхности превосходят другие решения), выбор Samsung в пользу ЖК-технологии определяется отнюдь не только тем, что компания является мировым лидером в производстве ЖК-дисплеев, но и присущими технологии преимуществами. Некоторые из них проявляются уже на начальном этапе — при инсталляции решения. Так, стационарная установка системы с прямой проекцией предполагает подвешивание проектора под потолком, а следовательно, и применение специального потолочного крепежа, прокладку кабелей в надпотолочном пространстве и последующую настройку оптической системы проектора — все это требует привлечения обученных специалистов и занимает немало времени. Кстати, в ходе проведенного по инициативе Samsung опроса многие пользователи традиционных интерактивных досок отмечали, в частности, потерю фокусировки изображения после прогревания проектора, и если подвешенный под потолком проектор не имеет средств дистанционной настройки фокуса, то это превращается в реальную проблему. Инсталляция же ЖК-панели на стене не в пример проще, панель готова к работе сразу после подключения к управляющему компьютеру, а проблем с фокусировкой у нее не возникает в принципе в силу отсутствия линзовой оптической системы.
Нет у ЖК-панели и проблемы затенения изображения докладчиком, которую производители проекционных интерактивных досок в последнее время решают (заодно с проблемой инсталляции) за счет применения короткофокусных проекторов, закрепленных непосредственно над экраном. Но по качеству изображения (геометрия, яркость, контрастность, равномерность по яркости и пр.) такие системы явно уступают ЖК-панелям и, в частности, модели Samsung 650TS, которая к тому же имеет разрешение Full HD (1920×1080 точек), благодаря чему способна воспроизводить очень четкое, хорошо различимое на расстоянии изображение.
Существенно более практичны интерактивные доски на базе ЖК-панелей и в эксплуатации. Их рабочий ресурс без замены каких-либо компонентов оценивается в десятки тысяч часов. В них нет заменяемых расходных компонентов (тогда как в проекторах приходится заменять лампу через каждые 2—5 тыс. ч), и они не требуют соблюдения каких-либо специальных процедур при включении/выключении.
Особенности модели 650TS
Перечисленные достоинства в полной мере присущи и интерактивной доске 650TS. Вместе с тем она заметно отличается и от многих своих собратьев-конкурентов. Прежде всего отметим, что данная модель выполнена как профессиональный LFD-дисплей, в силу чего ей свойственны повышенная технологичность и высочайший уровень надежности — среднее время наработки на отказ (MTBF) у нее составляет 50 тыс. ч (или более 30 лет при ежедневной эксплуатации по 6 ч). Кроме того, в панели возможна установка опциональных SBB-модулей (SBB — set back box), позволяющих расширить функционал устройства сетевым интерфейсом и компьютером.
Но не менее важны и другие особенности модели, обусловленные спецификой применения интерактивных досок. В данном случае разработчики преследовали цель сделать устройство по возможности более тонким (толщина панели 650TS составляет всего 13,8 см, и ее можно легко закрепить рядом с обычной классной доской), но при этом обеспечить достаточную площадь рабочей поверхности и хорошую видимость изображения с разных углов. Они применили 65-дюймовую ЖК-матрицу с соотношением сторон 16:9, типовой яркостью более 500 кд/м2 и углами обзора в 178 градусов, защитив экран прочным, устойчивым к царапинам стеклом с антибликовым покрытием. Оно сводит к минимуму мешающие восприятию картинки внешние отражения — в применении таких технологий Samsung накопила уже огромный опыт. В конструктиве панели учтено и то обстоятельство, что вблизи корпусных рамок использование рабочей сенсорной поверхности затруднено. Чтобы избежать этого, в модели 650ST корпусные рамки чуть раздвинуты, а рабочая поверхность экрана окаймлена свободной затемненной зоной. В результате даже угловые экранные кнопки Windows-приложений легко доступны для управления.
Для распознавания касаний поверхности экрана в модели 650ST применена оптическая система, базирующаяся на встроенных камерах. При этом обеспечена поддержка реализованной в Windows 7 технологии dual touch, позволяющей распознавать одновременно несколько касаний, и повышена по сравнению с предшествующими и конкурирующими решениями (впрочем, в 65-дюймовом типоразмере конкурирующих решений на рынке пока нет) скорость реакции на касание. Управлять такой панелью и выведенными на экран программными инструментами можно как с помощью специального пластмассового маркера, так и непосредственно пальцами.
Не возникнет у пользователя интерактивной доски 650TS проблем и с воспроизведением звука, что также часто относят к преимуществам ЖК-решений перед системами прямой проекции. В большинстве случаев вполне можно обойтись встроенными в панель 15-ваттными стереодинамиками, хотя в ней предусмотрены также и выходы для внешней звуковой системы.
Программное обеспечение
В отличие от обычного ЖК-дисплея, достоинства которого определяются прежде всего техническими характеристиками его аппаратной части, для интерактивной доски не меньшее значение имеет программное обеспечение. Причем, если в офисе, как правило, можно обойтись минимальным набором ПО и офисными приложениями вроде Microsoft Paint, то в образовательном учреждении требования к ПО существенно выше. Именно поэтому в комплект поставки интерактивной доски 650TS включены базовый пакет для рисования, библиотека мультимедиа-объектов, а также ПО Classroom Management, позволяющее объединить компьютеризированные рабочие места учителя и учеников и интерактивную доску в единую цифровую образовательную среду с широкими возможностями управления ею.
В такой среде интерактивная доска 650TS фактически превращается в удобный центр управления образовательным процессом. С одной стороны, под рукой у преподавателя оказывается богатый набор инструментов для изложения учебного материала, оформить который можно, например, с помощью графических объектов из библиотеки. В нее включены различные изображения (позволяют проиллюстрировать излагаемую идею), темы для оформления фона (на нем могут быть размещены различные визуальные объекты), а также пиктограммы (к ним можно привязать и при необходимости быстро вызвать программные приложения, видеоролики, файлы с флэш-анимацией и любые другие файлы). При этом в ходе своих пояснений с использованием видео и графики преподаватель может оставлять рукописные комментарии, выделять наиболее значимые детали, увеличивать отдельные фрагменты изображения, чтобы сконцентрировать внимание учащихся именно на них. Благодаря сенсорной технологии большинство операций выполняется простым прикосновением к экрану или сводится к процедуре drag & drop, так что техническая сторона организации выступления не отвлекает от его содержания. Все представленные во время урока или лекции материалы вместе с рабочими пометками и комментариями затем могут быть сохранены в виде .ebd-файла и распечатаны или размещены на сайте учебного заведения для последующего повторного воспроизведения или изучения.
С другой стороны, ПО Classroom Management дает в руки преподавателю удобные инструменты для организации самостоятельной или коллективной работы учеников с сохранением полного контроля за действиями каждого из них. Преподаватель может не только посмотреть, что происходит на экране ученического компьютера, но и оказать содействие в выполнении задания или отобразить экран ученика на интерактивной ЖК-панели для коллективного обсуждения. Предусмотрены в ПО Classroom Management и средства для проведения электронного голосования и тестирования знаний учащихся с последующей оценкой результатов тестирования. Все это помогает контролировать ход учебного процесса и сделать его интересным и эффективным.
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ