Во время двухдневной X Международной конференции по управлению проектами группа компаний ПМСОФТ сообщила некоторые результаты своей деятельности. Генеральный директор ГК ПМСОФТ Александр Цветков пояснил, что доход группы складывается из доходов от продажи ПО, работ по внедрению и обучения. Структура этого дохода (за последние пять лет) приведена на рис. 1. Из него видно, что в данной ГК доходы от обучения клиентов премудростям управления проектами почти всегда были примерно в пять раз ниже, чем доходы от продажи лицензий на соответствующее ПО.
Хорошо это или плохо? Мэри Мак-Кинли, управляющий директор компании Mary McKinlay Projects и один из ключевых спикеров вышеупомянутой конференции, считает: “В передовых компаниях затраты на обучение персонала должны превосходить затраты на приобретение ПО”. Г-жа Мак-Кинли более 30 лет проработала в авиакосмической и оборонной отраслях, она член правления APM (Ассоциация по управлению проектами, Великобритания), преподаватель EMBA Team QUT, адъюнкт-профессор по управлению проектами бизнес-школы SKEMA (Франция).
Выходит, в нашей стране среднестатистические пользователи систем управления проектами (да и другого тяжелого софта) не прислушиваются к рекомендациям экспертов мирового класса и не выделяют достаточно средств на повышение квалификации своего персонала?
Однако не все так плохо. Александр Цветков отметил, что наиболее передовые клиенты его группы уже сейчас тратят на обучение своего персонала больше денег, чем на приобретение лицензионного софта. А вот лет шесть назад такого рода клиентов не было. Стало быть, все же есть подвижки в осознании того факта, что “кадры решают все” и что “бриться тупой бритвой — не самое безопасное занятие”. Можно, конечно, бояться того, что специалисты обучатся и “улетят”. Но тут выход один: компания должна расти быстрее, чем её сотрудники. Тогда квалификация этих сотрудников будет востребована и у них не будет потребности “улетать” в более “теплые края”. А если сотрудники не растут, то и компания не растет. Замкнутый круг, одним словом.
Важна и атмосфера внутри компании. “В конце концов, все зависит от людей, — сказал ещё один ключевой спикер вышеупомянутой конференции, старший вице-президент Oracle Primavera GBU Ричард Фарис. — Люди должны принимать изменения, люди должны искать мнения и совета других, люди должны говорить друг другу правду (включая и дурные вести), в то же время людям нужны средства для совместной работы. И современные информационные технологии им эти средства предоставляют. Надо только уметь этими средствами грамотно пользоваться”.
Представляет интерес распределение обучения по типам курсов в “Университете управления проектами” (одна из структур ГК ПМСОФТ). Из рис. 2 видно, что если в 2007—2010 гг. популярность методологических курсов была ниже популярности курсов по работе с программным обеспечением, то в этом году ситуация должна радикально измениться.
И это хороший знак. Стало быть, растет понимание того, что принятая в компании методология управления проектами не менее значима, чем то ПО, которое эту методологию поддерживает. К слову — определенная методология управления проектами имелась даже у строителей Египетстких пирамид. Судя по результатам (они видны по сей день) — методология была вполне работоспособная. А ведь никаких компьютеров в то время не было. Выходит — методология важнее софта? И обучать персонал проектных организаций надо не столько использованию конкретных программных решений, сколько методологии проектирования?