Состоявшуюся в середине марта в Москве конференцию IBM “Практика и перспективы внедрения разумных инноваций” посетил руководитель подразделения IBM в Центральной и Восточной Европе по управлению информацией Роберт Пульчини. В своем выступлении он немало места уделил относительно новому классу программных продуктов — Business Analytics and Optimization (BAO). Научный редактор PC Week/RE Сергей Свинарев попросил Роберта Пульчини ответить на несколько вопросов.
PC Week: Вы говорили о бизнес-аналитике и оптимизации. Что стоит за этим? Как BAO соотносится с более привычными для нас технологиями Business Intelligence (BI), Business Analytics (BA) и Enterprise Performance Management (EPM)?
Роберт Пульчини: Если взглянуть на эволюцию средств поддержки принятия решений, мы можем вспомнить, что начиналось все с простых инструментов для генерации отчетов, на основе которых впоследствии возникло направление Business Intelligence. В его рамках развивались технологии построения хранилищ данных (Data Warehouse), загрузки информации в них (Extract Transform Load) и управления мастер-данными (Master Data Management). Вслед за этим получили развитие средства интеллектуального анализа данных (Data Mining). Но со временем объемы накопленной компаниями информации (радиометки RFID, неструктурированные тексты, интернет-источники) стали расти экспоненциально. Это стимулировало появление программных продуктов с развитой функциональностью и удобным пользовательским интерфейсом, которые могли исполняться на все более мощных аппаратных платформах. Результатом этого развития стало зарождение средств, соединяющих в себе возможности продвинутой бизнес-аналитики, методов управления корпоративной эффективностью (EPM) и оптимизации. Линейка продуктов IBM, охватывающая указанную функциональность включает ПО Cognos, SPSS, ILOG, FileNet, а также инфраструктурные компоненты (Netezza, DB2). Таким образом системы BAO не только объединяют в себе все упомянутые вами инструменты, но позволяют решать принципиально новые задачи выявления потенциальных проблем и прогнозирования развития тех или иных тенденций.
PC Week: Но поскольку в BAO присутствует термин оптимизация, то возникает естественный вопрос — что предлагается оптимизировать?
Р. П.: Давайте начнем с примера. Допустим, маркетинговая служба компании действует на рынке, который уже предельно насыщен. Кампании, которые она проводит, достаточно дороги, но не приносят требуемого эффекта. Потенциальные клиенты получают массу похожих брошюр и перестают обращать на них внимание. У IBM есть специализированное решение, которое позволяет оптимизировать график рассылки маркетинговых материалов и их характер. К примеру, сначала предлагается отправить клиенту брошюру, затем в зависимости от его реакции сделать тот или иной телефонный звонок, после чего также с учетом контекста разговора предложить ознакомиться с неким интернет-ресурсом, который может содержать предложение, иногда не связанное напрямую с исходным. В данном случае мы оптимизируем отношения с конкретным клиентом на определенном отрезке времени. Оптимизируемым параметром здесь являются затраты на маркетинг, причем с большой долей уверенности мы можем утверждать, что наряду со снижением затрат увеличится и отдача от маркетинговой кампании. Ведь наши последующие предложения клиенту строятся с учетом его реакции на предыдущие и с оглядкой на его профиль.
PC Week: Возможна ли какая-либо оптимизация без учета стратегии компании? Ведь то, что оптимально в рамках одной стратегии (например, наращивания клиентской базы), не будет оптимальным для другой (роста прибыли).
Р. П.: Да, вы правы. Оптимизация всегда должна привязываться к стратегии компании. Нередко консультанты, приходя к заказчику, делают одну и ту же ошибку: они начинают говорить о необходимых наборах данных, не поинтересовавшись, каковы стратегические цели компании. Эти стратегические цели в задачах оптимизации принимают форму тех или иных ограничений или условий. К примеру, мы оптимизируем прибыль, но при этом ставится условие сохранения неизменного уровня затрат или его снижения. Да, нередко эти условия входят в противоречие с поставленной стратегической целью, но оптимизация позволяет найти наилучшее из всего возможного набора решений.
PC Week: Какие программные средства предлагает IBM для решения задач BAO?
Р. П.: Это целый ряд продуктов: инструменты для BI — система Cognos, бизнес-планирования — TM1, анализа маркетингового потенциала онлайновых ресурсов — Coremetrics, интеллектуального анализа данных — SPSS и Unica, оптимизации — ILOG, анализа неструктурированного контента — FileNet и ряд специализированных решений для оптимизации маркетинговых кампаний, борьбы с мошенничеством и отмыванием денег.
PC Week: В какой степени практическая применимость методов BAO зависит от скорости выполнения аналитических и иных процедур (близости к Real Time Analitycs)?
Р. П.: Да мы отмечаем высокий спрос на инструменты бизнес-аналитики реального времени. Он удовлетворяется как за счет наращивания производительности аппаратных средств, так и совершенствования программных продуктов. Мы активно работаем в этом направлении и достигли существенных результатов, особенно в области data mining.
PC Week: Какие отрасли в России наиболее готовы, на ваш взгляд, к применению средств BAO?
Р. П.: Отрасли, с которыми мы уже активно работаем — это нефтегазовая, телекоммуникационная, банковская, органы государственного управления, розничная торговля и коммунальные услуги. Они находятся на разных этапах освоения методов BAO, но темпы роста данного сегмента российского рынка очень высоки. Дело в том, что еще совсем недавно инновации такого рода были очень дороги, а сегодня они доступны большинству предприятий и дают очень быструю отдачу.
PC Week: Спасибо за беседу.