Проблема внедрения информационных технологий в лечебный процесс вот уже не первый год остается одной из самых острых для российской медицины. В 2010-м в стране стартовал проект информатизации здравоохранения, рассчитанный до 2020 г., но пока ни о каких существенных достижениях в этой области говорить не приходится. Конечно, есть примеры отдельных медицинских учреждений, которые добились определенных успехов в плане компьютеризации — правда, по большому счету это является следствием активной позиции их руководителей, осознающих важность использования ИТ в процессе оказания помощи пациентам. К числу таких учреждений относится клиника “Медицина”, ставшая одним из пионеров внедрения электронной истории болезни.
В конце мая нынешнего года клиника была официально аккредитована по международным стандартам оказания медицинской помощи, разработанным и распространяемым неправительственной некоммерческой организацией Joint Commission International (JCI). По словам управляющего директора Европейского бюро JCI Карло Рампони, за 75 лет существования организации только 440 медицинских учреждений во всем мире получили такую аккредитацию, что свидетельствует о жесткости требований JCI. “Наша система очень строгая, но вместе с тем мы не считаем, что должны навязывать клиникам свои условия и правила. Аккредитация по стандартам JCI — дело сугубо добровольное, и это является ее коренным отличием от других систем. Медицинские учреждения должны самостоятельно принимать решение, что они хотят соответствовать нашим правилам”, — подчеркнул он.
Вместе с тем, отметил г-н Рампони, у клиник нет среднесрочной мотивации проходить аккредитацию по стандартам JCI, поскольку данный шаг не приносит быстро ощутимых результатов. И только в долгосрочной перспективе они могут получить ряд преимуществ, которые позволят им стать более конкурентоспособными не только внутри страны, но и во всем мире.
Со своей стороны президент клиники “Медицина”, член-корреспондент РАМН, профессор, заслуженный врач РФ, заведующий кафедрой терапии и семейной медицины РГМУ Григорий Ройтберг убежден, что аккредитация по стандартам JCI явилась результатом многолетней системной работы по оказанию качественных медицинских услуг: “Приоритетным критерием признания клиники комиссией JCI стал реализуемый у нас принцип максимальной прозрачности и вовлечения пациента в процесс лечения. Мы уважаем его право на “второе мнение” и предоставляем электронный доступ к своей истории болезни”.
В отличие от бытующей среди российских врачей точки зрения, что пациента не следует посвящать во все тонкости процесса лечения, г-н Ройтбер убежден, что нельзя считать больного эдаким безмолвным существом, которого ведут на заклание и который не имеет права знать, что с ним происходит. Информирование пациента — это и есть вовлечение его в процесс лечения. Доктор должен объяснить, что у него есть некий выбор и он собирается сделать такое-то действие, которое связано с рисками. “И что здесь такого, что больному не требуется знать? Ведь он доверяет мне самое ценное — собственное здоровье и поэтому должен быть участником в принятии решений. А если я не могу объяснить пациенту, что я хочу с ним делать, значит, я не уверен, что я поступаю правильно”, — сказал Григорий Ройтберг.
Он также обратил внимание на такую особенность системы JCI: она не диктует медицинскому учреждению, что надо делать, а только помогает строить отношения между ним и пациентом. Следуя данным стандартам оказания медицинской помощи, клиника реализует принцип полной открытости, в рамках которого обеспечивается доступ больных к полной и достоверной информации о характере, диагностике и лечении заболеваний. Так, уже больше года назад каждому больному был предоставлен доступ в личный кабинет, и к настоящему времени им пользуется около 90 тыс. человек. Вообще надо сказать, что 80% пациентов клиники являются активными пользователями Интернета.
Кроме того, в клинике ведется видеозапись всех проводимых там операций, и каждый пациент может получить диск с такой записью. Причем это делается отнюдь не для того, чтобы тот мог показывать его в качестве фильма ужасов родственникам и знакомым, а чтобы в случае неудовлетворенности качеством оказанных медицинских услуг иметь возможность использовать его для консультации со специалистами другого лечебного учреждения.
В этой связи следует отметить, что клиника “Медицина” уделяет большое внимание повышению качества и безопасности обслуживания пациентов. Например, любой пациент может потребовать материальной компенсации даже за то, что он просидел в очереди более 20 мин, поскольку это является нарушением гарантийных обязательств. По словам Григория Ройтберга, за последние полтора года было зафиксировано всего 12 случаев обоснованных претензий, когда клиника признала свою ошибку и выплатила компенсацию, и это при том, что ежедневно в нее обращаются за амбулаторно-клинической помощью около 2000 человек. “Я считаю, что это очень хороший показатель, и даже не представляю, как можно еще лучше построить взаимоотношения с пациентами”, — пояснил он.
Вместе с тем внедрение стандартов JCI привело к ряду перемен в деятельности клиники, среди которых следует особо выделить изменение роли медсестры, особенно в стационаре. Традиционно российская медсестра представляет собой некий “автомат” для выполнения назначений врача, в отличие от стран Европы и США, где медсестра имеет множество других функций. Как рассказали специалисты клиники “Медицина”, оказывается, что даже в условиях российского законодательства можно научить медсестер выполнять часть этих функций — в частности, можно внедрить программу профилактики падения пациентов в стационаре, можно научить их проводить первичную оценку более тяжелых больных, которые должны в первую очередь осматриваться докторами.
Важно отметить, что стандарты JCI позволяют обеспечить правильную идентификацию пациентов. Например, на одном этаже стационара могут находиться несколько пациентов с одинаковой фамилией, и вероятность того, что их могут перепутать, достаточно высока. В целях недопущения подобных случаев в клинике “Медицина” ввели идентификационные браслеты, которые надевают больному на руку сразу же при поступлении в стационар. В настоящее время на таком браслете указаны фамилия, имя, отчество и дата рождения. По стандартам JCI этих двух признаков достаточно, чтобы однозначно идентифицировать каждого больного. Браслеты также снабжены штрихкодом, который позволяет избежать ошибок при введении лекарственных препаратов.
Еще одним направлением развития ИТ в клинике стало создание тестовой палаты, организованной по принципу Smart Room и служащей прообразом нового стационара, который строится в настоящее время. В палате установлена сложная техника, обеспечивающая доступ пациента к информационным системам клиники, а также позволяющая ему управлять окружающей обстановкой — светом, жалюзи, шторами, не вставая с больничной койки. Монитор поворачивается в разные стороны, пациент может поставить его перед собой и пользоваться всем его функционалом.
Как рассказал директор службы информационных технологий клиники “Медицина” Фёдор Кидалов, руководящий данным проектом, в Smart-палату было помещено практически всё, что нужно и врачу, и пациенту. Так, больной может воспользоваться специальным сервисом, чтобы сделать заявку на получение дополнительных услуг или обратиться с жалобой, если он чем-то неудовлетворен. Кроме того, в его распоряжении имеются игры, библиотека с книгами, медиатека, выход в Интернет, чтобы можно было посмотреть свою электронную почту или пообщаться с родными по Скайпу. Надо отметить, что врачи клиники также принимают звонки по Скайпу, который стал для них сегодня повседневной технологией.
А вот медсестра, приходящая к пациенту в Smart-палату, может просматривать лист назначений. На мониторе имеются специальные smart readers, где она может ввести свой идентификационный код и получить доступ к информации о том, что конкретно прописано пациенту.
Проект постоянно модернизируется. В настоящее время ИТ-специалисты клиники работают над созданием системы питания, предоставляющей пациентам доступ к автоматизированному меню. С ее помощью они смогут самостоятельно выбирать себе блюда, следить за их калорийностью и технологическими картами. После проверки диет-сестрой заказ на питание будет автоматически передаваться в компанию, занимающуюся обслуживанием клиники. Предполагается, что работа над этим проектом завершится в сентябре. В перспективе также внедрение функции управления кроватью с монитора, а пока это делается с помощью специального пульта.
Кроме того, сейчас пациент не может управлять климатом в палате — температура устанавливается централизованно, но в новом корпусе будет установлена децентрализованная система управления климатом, чтобы каждый пациент мог со своего монитора задавить комфортные для него параметры.
Сегодня Smart-палата находится в режиме тестовой эксплуатации, сюда помещают компьютерно-грамотных людей в целях получения обратной связи. “Мы интересуемся их мнением, поскольку всё это делаем не для того, чтобы получить просто красивую картинку для демонстрации, а чтобы это было удобно в первую очередь пациенту”, — подчеркнул Фёдор Кидалов.