В каждой отрасли требуются свои специфические программные продукты, обеспечивающие ведение бизнеса. Можно, конечно, развертывать системы, созданные специально для конкретной компании и полностью отвечающие ее условиям, но это не самый оптимальный путь. Намного выгоднее воспользоваться решениями, в которых отражен лучший мировой опыт, считают в ИТ-подразделении “Эмирейтс Групп” компании Mercator, являющейся поставщиком технологических решений и сервисов для глобальной авиационной отрасли. В конце мая Mercator объявила о выходе на российский рынок в рамках партнерского соглашения с российской фирмой “Сирена-Трэвел”. Какие цели преследовала компания, делая этот шаг, в беседе с научным редактором PC Week/RE Ольгой Павловой рассказал старший вице-президент Mercator Дункан Александер. Он также поделился своим видением ситуации на мировом рынке ПО для бизнеса авиаперевозок и направлений его развития.
PC Week: В чем заключается специфика использования ИТ в авиационном бизнесе? И как она находит отражение в деятельности вашей компании?
Дункан Александер: Авиационные ИТ-решения можно условно разделить на системы продаж и дистрибуции, а также операционные системы, поддерживающие управление полетами и работу бэк-офисов. Авиаперевозчики используют широкий спектр технологий, являясь при этом зачастую лидерами технологического развития. Веским доказательством инновационности авиационной отрасли, на мой взгляд, являются разнообразие платформ систем дистрибуции и растущий объем основных и дополнительных доходов, генерируемый через онлайновые и интернет-каналы.
Mercator включает пять подразделений, которые занимаются разработкой решений в области обслуживания пассажиров; для финансового менеджмента; логистики и грузовых перевозок; управления взаимоотношениями с клиентами и программами лояльности; обеспечения безопасности полетов. Предлагаемые нами ИТ-системы и сервисы помогают крупнейшим авиакомпаниям мира, включая гибридных, бюджетных и региональных авиаперевозчов на Ближнем Востоке, в Африке, Северной, Южной Америке, Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, развивать свой бизнес.
В 2009 г. Mercator приобрела базирующуюся в Бангкоке фирму TikAERO, которая впоследствии была переименована в Avantik. Благодаря этой новой структуре мы смогли выйти на новый рынок, предложив свои услуги авиаперевозчикам категории лоу-кост.
PC Week: Какие ИТ-решения пользуются сегодня наибольшим спросом у авиаперевозчиков?
Д. А.: Основным приоритетом последних десяти лет были решения, ориентированные на работу авиаперевозчиков с клиентами. Созданные нами продукты помогают, к примеру, управлять бронированием билетов, осуществлять контроль за соблюдением расписания полетов и распределением пассажирских мест, следить за правильностью определения тарифов, обеспечивать бесперебойную работу автоматизированной системы оформления билетов, отслеживать статус отправки рейсов, а также управлять доходами и функционированием системы стимулирования лояльности пассажиров. Сейчас же значительные инвестиции направляются в разработку мобильных решений для взаимодействия с клиентами.
В последнее время мы также видим растущий интерес к ИТ-решениям для грузовых авиаперевозок, что является следствием роста сегмента грузоперевозок и его важности для авиакомпаний с точки зрения прибыльности. Отвечая этим требованиям, мы продолжаем совершенствовать наше ПО: так, наш усовершенствованный продукт Mercator SkyChain позволяет компаниям перейти к более современной системе с открытой архитектурой, значительно упростить доступ к данным, необходимым для принятия бизнес-решений.
PC Week: Как вы оцениваете нынешнее состояние рынка ИТ-решений для бизнеса авиаперевозок? Как сказался на нем недавний экономический кризис?
Д. А.: Отличительной чертой рынка ИТ-решений для авиационного сектора является высокая конкуренция, но я считаю, что она всегда идет на пользу.
Если же говорить о последствиях кризиса, то нужно отметить, что в действительности он не сказался на требованиях наших заказчиков — изменились лишь параметры доступных бюджетов. Проекты, которые приносят стабильную прибыль и выгоды бизнесу, по-прежнему пользуются высоким спросом — будь их целью увеличение доходов или сокращение издержек, а в идеале и то и другое.
PC Week: Что послужило причиной для выхода компании Mercator на российский рынок?
Д. А.: Раньше основной объем инновационных разработок для авиатранспортной отрасли предлагали несколько крупных американских и европейских дистрибьюторских компаний. Однако сейчас мы видим, что ситуация меняется, и надеемся внести свой вклад в этот процесс с помощью нашего нового партнера “Сирена-Трэвел”, который предлагает очень разумную клиенториентированную модель дистрибуции. Во многих странах мира авиакомпании вынуждены оплачивать огромные взносы за доступ к сетям туристических агентств через глобальные системы дистрибуции. В России же ситуация обратная — агентская дистрибуция осуществляется бесплатно.
“Сирена-Трэвел” будет предлагать полный спектр решений Mercator для авиационного бизнеса, однако в первую очередь компания сконцентрирует свои усилия на продвижении технологии Avantik, объединяющей основные инструменты для эффективного управления пассажирскими перевозками. Это решение разработано специально для гибридной среды и может быть внедрено значительно быстрее и проще, чем его предшественники. Сегодня гибридность является характерной чертой для растущего сектора авиационного рынка, переходящего от классической модели бюджетных перевозок к модели, которая предусматривает ограниченную дистрибуцию через глобальные распределительные системы, интерлайн-соглашения с другими перевозчиками и использование отраслевых стандартов оформления авиабилетов, установленных Международной ассоциацией воздушного транспорта ИАТА.
Важно также отметить, что пользовательский интерфейс Avantik будет полностью переведен на русский язык.
PC Week: Как вы оцениваете перспективы своих продуктов на российском рынке?
Д. А.: Наш прогноз очень оптимистичен. Россия была одной из немногих стран мира, где Mercator еще не осуществляла свою деятельность, и мы рассматривали выход на российский рынок напрямую. В то же время “Сирена-Трэвел” искала перспективных поставщиков услуг, которые помогли бы ей расширить портфолио продуктов.
“Сирена-Трэвел” планирует поэтапно расширять свое портфолио продуктов и сервисов для авиаиндустрии. Наши ключевые решения для пассажирских и грузовых перевозок, логистики, управления взаимоотношениями с клиентами, программами лояльности, финансами и безопасностью полетов оптимально соответствуют ее видению развития.
При этом основным приоритетом для развития Mercator на российском рынке станет решение Avantik для лоу-костеров и региональных авиакомпаний, которое позволит широкому кругу российских перевозчиков перейти на современную и эффективную систему продажи авиабилетов.
PC Week: Спасибо за беседу.