В идеальном мире восстановление корпоративных данных и их возвращение в ИТ-среду после крупной катастрофы должны происходить быстро и автоматически. Но наш мир не просто не идеален, обычно все развивается по весьма неблагополучному сценарию.
По оценкам Gartner и IDC, порядка 30—40% всех корпоративных ИТ-служб либо не располагают системами восстановления данных (ВД) после катастроф, либо не умеют правильно использовать такие системы. Кроме того, хотя у некоторых компаний есть системы ВД и время от времени они их тестируют, очень часто случается, что в нужную минуту эти системы оказываются неспособны действовать в соответствии с намеченным планом.
В мире ВД сами данные — достаточно простой компонент, а вот процедура их восстановления может оказаться невероятно сложной, при этом увязывать концы с концами приходится ИТ-администраторам. Известно, что у предприятий, на долгое время выведенных из строя в результате краха инфраструктуры ИТ, шансы на выживание невысоки, так что ответственность здесь очень велика.
Национальное управление архивов и документации США в 2010 г. опубликовало отчет, согласно которому 93% предприятий, чьи ЦОДы оказывались выведенными из строя на десять и более дней в результате катастрофы, претерпевали банкротство не позже, чем через год после бедствия.
Термин “катастрофа, требующая восстановления данных” относится к случаям длительного перебоя в электроснабжении, когда предприятию приходится восстанавливать данные и файлы, используя внешний источник — либо входящий в состав физической корпоративной инфраструктуры, либо находящийся в резервном хранилище в облаке. Кратковременное отключение электричества или отказ отдельного сервера (или даже целой серверной стойки), как правило, не считается катастрофой, требующей восстановления данных.
Ураган “Катрина” в 2005 г., землетрясение в Японии в 2011-м или недавнее наводнение на Среднем Западе США — широко известные примеры многофакторных катастроф, затронувших десятки предприятий с их ИТ-системами. Что чаще всего становится причиной краха ИТ-системы? Безусловно, здесь на первом месте стоят человеческие ошибки, связанные либо с обеспечением электропитания, либо собственно с объектами ИТ.
Нехитрые правила
Каковы основные принципы использования ВД на предприятиях? Они просты, по крайней мере теоретически.
- Найдите систему, соответствующую характеру вашего бизнеса, и освойте ее.
- Убедитесь, что система обеспечивает “моментальные снимки” — копии состояния дисковых данных, а также зеркалирование или репликацию данных на основе удаленного хранилища — либо в составе физической ИТ-структуры предприятия, либо в облаке.
- Регулярно проводите тестирование, каждый раз охватывая хотя бы часть всей системы.
Системы ВД бывают очень и очень разными. Надо учитывать также, что в последние годы в данном сегменте наблюдались значительные усовершенствования, касающиеся объемов хранилищ, общей надежности защиты данных и методов восстановления.
Имейте в виду, что использование резервного копирования само по себе не может считаться системой ВД. В большинстве организаций резервные копии данных создаются, но нет аналогичной защиты для приложений, сетевых ресурсов, облачных сервисов и всего прочего, что связано с резервируемыми данными.
Если ваша стратегия ВД включает лишь резервное копирование файлов, производимое время от времени, то в случае катастрофы вы будете лишь растерянно просить о помощи своих ИТ-специалистов или поставщиков услуг. Чтобы этого не случилось, надо иметь полноценный, настоящий план ВД.
ВД на основе облаков
Вот недавний пример из практики, когда система ВД сработала в полном соответствии с упомянутым вначале сценарием из “идеального мира”.
Техасская компания ReadyOne Industries — многопрофильный производитель, в числе прочего поставляющий униформы для федерального правительства. Некоторое время назад она установила систему Nasuni, обеспечивающую шифрование, хранение и восстановление данных. В состав системы входит виртуальный сервер NAS под названием Nasuni Filer, который работает под управлением VMware и использует для хранения данных облачные ресурсы, находящиеся в открытом доступе (Amazon S3, Nirvanex и Rackspace). “Облака, с их потрясающей возможностью экономить на масштабах, представляют собой будущее всей системы файлового хранения”, — считает Андрес Родригес, генеральный директор Nasuni.
Облачная система хранения в начале этого года помогла ReadyOne избежать серьезной беды. Компания использовала Nasuni Filer для поддержания личных каталогов XenDesktop всех 300 сотрудников. “Случился аппаратный сбой SAN — отчасти из-за ошибок персонала, отчасти из-за природной катастрофы, — говорит ИТ-менеджер Хесус Торрес. — В результате SAN на две недели была выведена из строя, но мы не могли обходиться без своих данных в течение столь долгого времени. Поскольку Nasuni регулярно делает снимки состояния системы и сохраняет их в своем облаке, нам удалось восстановить все с помощью ключа резервирования, который Nasuni держала для нас. Довольно быстро мы смогли снова стать работоспособными”.
Родригес отмечает также, что продукты, подобные Nasuni, обеспечивают масштабирование, так что при желании вы можете перейти на более крупную систему. Впрочем, на рынке имеется множество альтернативных решений других поставщиков, и какие-то из них могут оказаться более подходящими для определенных ситуаций. В частности, Hewlett-Packard является глобальным поставщиком услуг, и ее подразделение Information Management Solutions может обслуживать предприятия в самых разных точках планеты. По словам Джун Мэнли, директора по маркетингу продуктов HP, в течение нескольких недель подразделение может предоставить предприятию комплекс услуг от анализа до построения системы ВД.
Чтобы ВД не выпадало из поля зрения
Программное обеспечение, услуги и стратегии, обеспечивающие восстановление данных, сегодня превратились в насущную необходимость для компаний, желающих сохранить бизнес даже после серьезной катастрофы.
“Сегодня средства ВД уже перестали быть чем-то факультативным, — утверждает Мэнли. — Тем не менее некоторые компании не удосуживаются защититься с помощью адекватных средств такого рода. Почему же люди не заботятся о своей защите? Приходится признать, что тема ВД часто выпадает из поля зрения руководителей, обремененных другими заботами”.
Когда HP начинает анализировать ИТ-систему, то прежде всего фокусируется на человеческом факторе. “Первым делом мы собираем всех заинтересованных лиц и добиваемся, чтобы они поняли, что в управлении ИТ человеческая сторона столь же важна, как и технологическая, — продолжает Мэнли. — Мы выясняем у них, какую информацию они генерируют, насколько эта информация для них важна, есть ли у них эффективные средства защиты, в какой мере управление этой информацией определяется ее ценностью для бизнеса. Только получив ответы на эти вопросы, можно спроектировать и внедрить надежный механизм ВД”.
Каждая организация должна задаться этими вопросами. Ответы существенно продвинут ее к состоянию, позволяющему быстро и качественно восстанавливать данные после катастроф. К счастью, на рынке есть немало известных поставщиков, предлагающих ПО, аппаратные комплексы и услуги для данной цели, так что выбор достаточно широк. Важно только правильно определиться с ним до того, как катастрофа произойдет. А она произойдет, в этом можно не сомневаться.
Об угрозах информационной безопасности широко известно, однако многие компании по-прежнему не имеют эффективной стратегии для защиты собственных данных