Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не согласилась с решением Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) при Министерстве связи и массовых коммуникаций России, посчитав, что Минкомсвязи необоснованно отстраняет региональный сегмент рынка услуг сотовой связи от участия в развитии перспективной технологии LTE. На своем заседании 31 августа ФАС признала Минкомсвязи нарушившим часть 1 статьи 15 закона “О защите конкуренции”.
Дело против министерства было возбуждено ФАС в апреле нынешнего года по заявлению ряда небольших телекоммуникационных операторов, среди которых компании “МетроТелКазань”, ”Нижегородский сотовый телефон”, ”Кодотел” и ”Связьинформ”. Речь шла о возможности оказания услуг в полосе частот 790—862 МГц. Заявители многократно в течение нескольких лет обращались в Минкомсвязи с просьбами о продлении частотных разрешений, предложениями по переводу в другие диапазоны частот, использовании иных технологий, но их обращения либо оставались без ответа, либо получали отказ.
ГКРЧ 28.12.2010 г. приняла решение о проведении исследований о возможности развития, в том числе в полосе частот 790—862 МГц, сетей LTE. Региональные операторы, в том числе обратившиеся в ФАС России, неоднократно обращались в Минкомсвязи России с предложением участвовать в работе по оценке возможности использования радиочастот в полосе 790—862 МГц для целей развития сетей LTE.
Эти обращения не нашли надлежащего рассмотрения со стороны министерства. Напротив, решением ГКРЧ от 28.12.2010 г. подобные исследования было поручено провести четырем крупнейшим федеральным операторам — “Ростелекому”, МТС, “ВымпелКому” и “МегаФону” — в рамках консорциума “Союз LTE”.
В октябре 2010 г. ФАС сообщила Минкомсвязи о необходимости участия региональных операторов при распределении радиочастотного ресурса для развития сетей LTE в целях усиления конкурентного давления на федеральных операторов подвижной связи. Общеизвестно, что наиболее высокие тарифы на услуги сотовой связи наблюдаются в тех регионах России, например, в Москве и Московской области, где услуги предоставляют только федеральные операторы связи.
В итоге, ФАС сочла, что бездействие министерства по рассмотрению обращений региональных операторов связи создает преимущественные условия отдельным хозяйствующим субъектам, что приводит к ограничению конкуренции на рынке услуг подвижной связи. ФАС считает недопустимым рассмотрение ГКРЧ вопроса о развитии сетей LTE, основываясь исключительно на предложениях четырех участников консорциума и не учитывающих предложения иных хозяйствующих субъектов.
Раздел рынка запрещен антимонопольным законодательством. Олигопольная же структура рынка, на базе только нескольких крупных игроков, не позволяет обеспечить необходимые условия конкуренции и защитить интересы потребителей в удовлетворении высококачественными современными услугами сотовой связи по доступным ценам.
Минкомсвязи будет выдано предписание об обеспечении одновременного рассмотрения ГКРЧ всех поступивших предложений по перспективному использованию радиочастотного спектра для радиоэлектронных средств стандарта LTE, в том числе в полосе 790—862 МГц и других перспективных полосах частот, не допуская преимущественных условий для отдельных участников рынка.
Кроме того, ФАС собирается направить в Правительство РФ предложения о необходимости принятия комплекса мер для обеспечения проконкурентного развития рынка услуг подвижной связи. Ранее ФАС обращалась в Минкомсвязи с просьбой разрешить применять принцип технологической нейтральности, когда оператор может применять в полученной полосе радиочастот различные технологии радиосвязи.
Поводом к направлению обращения послужило разрешение ГКРЧ оператору “Скай Линк” использовать полученные им вне конкурса под расширение сети CDMA частоты диапазона 2,1 ГГц не для этой ранее заявленной цели, а для строительства сети 3G. Антимонопольная служба это частное решение одобрила, но предложила распространить данный принцип на остальных участников рынка. А Ассоциация региональных операторов (АРОС) связи в свою очередь заявила, что полностью согласна с мнением ФАС о необходимости распространения принципа технологической нейтральности на всех участников телекоммуникационного рынка.
“Нынешнее решение ФАС показывает, что Антимонопольная служба четко выполняет свою задачу поддержания конкуренции на рынке связи, — сказал президент АРОС Юрий Домбровский. — Полагаю, что вопрос о перспективе развития LTE можно решать только одновременно с последовательным внедрением принципа технологической нейтральности. Главное в этой связи — обеспечить конкуренцию, не допустить ущемление прав абонентов. Уверен, что частот для сетей LTE в России хватит минимум на шесть-семь операторов”.
Возможно, что принципиальное участие ФАС на раннем периоде освоения технологии LTE в стране поможет избежать тех коллизий, которые были допущены администрацией связи России при внедрении технологии 3G. Лицензии на 3G тогда были выданы “трем богатырям” без учета интересов других участников телекоммуникационного сообщества страны, что привело к замедлению темпов внедрения новой технологии в стране.