Как мы уже сообщали, 1 сентября состоялось общее собрание российской ассоциации свободного ПО (РАСПО), на котором президентом организации был избран Андрей Коротков, сменивший на этом посту Виктора Иванникова. Кроме того, там обсуждался вопрос об отношении РАСПО к конкурсу на разработку национальной программной платформы (НПП), проводимому сейчас Минкомсвязи. На этом же собрании стало известно о выходе из РАСПО компании “Альт Линукс”.
Мы обратились с просьбой прокомментировать некоторые проблемные вопросы развития российского СПО-бизнеса разных его участников. Первыми на наше предложение откликнулись генеральный директор “ГНУ/Линуксцентра” (ЗАО “Мезон.Ру”) Павел Фролов и генеральный директор компании “Альт Линукс” Алексей Смирнов.
Прежде всего, нас интересовало развитие ситуации в сфере СПО в России, в том числе, в контексте деятельности РАСПО. Павел Фролов в целом оценил работу ассоциации за последний год, как успешную. В качестве важных моментов он отметил ряд позитивных изменений в области свободного ПО в нашей стране. Среди них — подписание в декабре 2010 г. Владимиром Путиным плана перехода государственных и бюджетных учреждений на свободное ПО, принятие формата ODF в качестве ГОСТа с 1 июня 2011 г., а также первые шаги по подготовке создания единой российской национальной программной платформы (НПП) на основе СПО.
Оценивая важные события, Алексей Смирнов высказал похожую точку зрения, дополнительно отметив включение в государственную программу “Информационное общество (2011—2020 гг.)” работ по созданию Национальной программной платформы и технологической платформы “Национальная программная платформа” (ТП НПП) в государственный перечень приоритетных технологических платформ. При этом он подчеркнул, что все принятые за последний год документы являются результатом серьезной подготовительной работы, которая велась на протяжении ряда лет в различных ведомствах.
Что касается деятельности РАСПО, то тут Алексей Смирнов отметил, что такой анализ должны проводить ее действующие члены и вновь избранный президент РАСПО. Выход своей компании из ассоциации он объяснил неудовлетворенностью результатами этого партнерства, добавив: “Я затрудняюсь назвать какие-либо значимые итоги работы РАСПО, хотя энергии и сил участники потратили много. Наша компания вышла из состава РАСПО на общем собрании, которое состоялось 1 сентября 2011 г. Решение о выходе было нами принято заранее, и мы подали заявление после того, как на собрании были подведены итоги предыдущего года, и перед тем, как перешли к обсуждению дальнейших планов. Несколько учредителей РАСПО покинули организацию раньше нас, причем это были фирмы, которые активно занимаются созданием и внедрением СПО. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что при затрате сопоставимых усилий мы можем более эффективно действовать через другие структуры, членами которых мы являемся: это ассоциации “Отечественный софт” и РУССОФТ, а также ТП НПП”.
Насколько нам известно, на прошедшем заседании РАСПО обсуждался вопрос отношения ассоциации к конкурса по НПП, проводимому сейчас Минкомсвязи. В частности, члены РАСПО хотят добиться отмены и последующей переработки условий лота № 4 “Разработка прототипов базовых программно-технических компонентов национальной программной платформы и документов, регламентирующих порядок сборки, приемки, размещения и эксплуатации программных решений в фонде алгоритмов и программ (ИО/04-11)”, и, по некоторым сведениями, именно это вызвало определенную конфронтацию ассоциации с отдельными ее членами, сейчас уже бывшими.
Павел Фролов, говоря о претензиях РАСПО к конкурсу, подчеркнул, что реализация работ по данному лоту на условиях, изложенных в конкурсной документации, приведет к монополизации рынка СПО, используемого в государственных структурах: “Данный лот предполагает разработку единственной “эталонной операционной системы, включая пакет общесистемного программного обеспечения”, а также единой системы управления базами данных (СУБД), что прямо противоречит принципам конкуренции. Более того, в условиях конкурса заявлены сроки, за которые невозможно создать или существенно доработать операционную систему (минимум 16 — максимум 30 дней), т. е. разработчику предлагается фактически переклеивание ярлыков на пакетах свободного ПО, созданного на Западе, а не разработка ОС”.
В свою очередь, Алексей Смирнов сообщил, что на общем собрании РАСПО некоторые члены действительно предлагали добиваться отмены конкурса, но прозвучали и другие мнения оставшихся в ассоциации РАСПО организаций: “К этому моменту “Альт Линукс” уже вышла из РАСПО, но я присутствовал при обсуждении этого вопроса. В результате никакого решения на общем собрании принято не было”. Что касается выборов нового президента РАСПО, то Андрей Коротков был избран практически единогласно. “Я воздержался при голосовании единственно потому, что собирался подать заявление о выходе из РАСПО, — уточнил Алексей Смирнов. — К большому сожалению, голосование проходило заочно и кандидат на это пост не смог озвучить на общем собрании свою программу”.
Что же можно ожидать в будущем в российском СПО-сообществе? В частности, какие задачи по развитию инфраструктуры разработки СПО в РФ требуется решить в ближайшей и среднесрочной перспективе?
Руководитель “Альт Линукса” считает, что у разработчиков СПО нет проблемы “развития инфраструктуры”, поскольку они действуют в рамках многочисленных международных (и некоторых российских) проектов, для которых создана достаточно удобная инфраструктура. “Если же говорить об эффективном использовании государством СПО, о стимулировании развития разработки ПО в России, то тут государственный интерес очевиден, — сказал Алексей Смирнов. — Но государству уже удалось весьма четко сформулировать задачи в ряде важных правительственных документах. И лот по НПП, объявленный Минкомсвязи, как раз является шагом в направлении реализации этих документов”.
Павел Фролов отметил, что важнейшее направление деятельности РАСПО — решение актуальных для развития рынка свободного ПО задач, требующих привлечения ресурсов, более значительных, чем те, которыми располагает любая из отдельных компаний. Среди таких задач он выделил решение юридических вопросов применения СПО в России, выстраивание законодательной базы, направленной на активизацию использования СПО в госорганизациях, поддержку независимых разработчиков СПО, участвующих в международных проектах, а также масштабную популяризацию СПО на телевидении.
По его мнению, направления, в которых нужно действовать, — это принятие законов об обязательном использовании СПО в государственных и бюджетных учреждениях всех уровней и в госкорпорациях и закона о необходимости внедрения открытых форматов и стандартов во всех системах электронного правительства, внесение изменений в 94-ФЗ, регламентирующих выпуск всего ПО, разработанного на государственные деньги, исключительно под свободными лицензиями.
“Также целесообразно внесение изменений в Гражданский кодекс, легализующих свободные лицензии в российском правовом поле, обеспечение упрощения использования СПО с нулевой стоимостью с точки зрения бухгалтерии. — добавил Павел Фролов. — Важно совместными усилиями ограничить монополию зарубежных вендоров путем принятия на законодательном уровне необходимости предоставления выбора ОС и ПО при покупке компьютерной техники, а также ограничений по ввозу аппаратного обеспечения, не имеющего драйверов для ОС GNU/Linux”.
Что ж, позиции и мнения некоторых участников СПО-процесса высказаны, хотя многие из них, на наш взгляд, являются небесспорными. Так что обсуждение темы будет продолжено.