На последнем заседании Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) принято решение, в соответствии с которым в России планируется появление не менее семи операторов LTE. Четверо из них смогут построить двухдиапазонные сети, трое — однодиапазонные в верхнем диапазоне частот (2,3—2,7 ГГц), причем здесь найдется место и для регионального оператора, который в каждом регионе будет свой. А нужно ли России иметь семь сетей LTE?
Этот вопрос совсем не праздный и прозвучал он при мне из уст Наума Мардера, заместителя министра связи и массовых коммуникаций. Учитывая величину капиталовложений в создание полноценной сети LTE, исчисляемую многими миллиардами долларов, стоит спросить, а сколько же сетей реально может “потянуть” далеко не блестящая экономика нашей страны? Одну или две, считает Мардер. И откуда же тогда весь этот сыр-бор вокруг сетей связи четвертого поколения?
Ведь если посмотреть на то, какими вялыми темпами операторами “большой тройки” внедряется стандарт 3G, то уж тем более непонятно, зачем им еще заморачиваться на LTE? Много ли у нас сейчас потенциальных клиентов, которым позарез нужен мобильный 100 Мбит/с Интернет при скорости движения в 100 км/ч и которые готовы платить за этот сервис соответствующие тарифы, окупающие расходы провайдеров на создание нужной инфраструктуры? Боюсь, что число таких энтузиастов очень ограничено.
Тогда чем объясняется ажиотаж крупных и средних операторских компаний вокруг внедрения стандарта 4G? Тем, что появление у некоторых из них лицензий на LTE позволит быстро “надуть” капитализацию, уверен Мардер. Возможно, так оно и есть и со временем страсти улягутся, а число реальных участников уменьшится. И все же хочется надеяться, что наше отставание во внедрении нового стандарта связи открывает и хорошие возможности для более рационального подхода при строительстве сетей. И наши операторы этим преимуществом воспользуются.
Например, можно сразу сориентироваться на применение самого нового 10-го релиза LTE (он появится в конце нынешнего года) и более продвинутой технологии LTE-Advanced, которая обеспечит на порядок более высокую скорость передачи информации и лучшее использование радиочастотного спектра. К этому, в частности, призвала на заседании ГКРЧ исполнительный директор консорциума LTE Гульнара Хасьянова. Или, например, реанимировать работу созданного в марте альянса “Ростелекома”, “Скартела” (Yota) и компаний “большой тройки”, в рамках которого Yota должна была построить до 2014 г. единую LTE-сеть из 20 тыс. базовых станций в 180 городах страны.