Конкурс на создание прототипа национальной программной платформы (НПП), объявленный Министерством связи и массовых коммуникаций 15 августа 2011 г., стал скандальным практически сразу после публикации. Хотя никаких предпосылок для этого на первый взгляд не было.
В середине июля заместителю министра Илье Массуху было направлено письмо от РАСПО, в котором ему предлагалась помощь экспертного сообщества. Почему-то министерством оно было проигнорировано. Наверное, чиновники решили, что сами прекрасно со всем справятся.
Разумеется, ничего страшного в этом нет. Сами так сами. Главное — результат.
А он, к сожалению, оказался таков, что дело дошло до письма председателю президиума Совета по развитию информационного общества при Президенте РФ Сергею Нарышкину с просьбой посодействовать отмене пресловутого 4-го лота и жалобы в ФАС. И вполне вероятно, что именно недовольство большинства участников РАСПО условиями конкурса привело к выходу из этой организации компании “Альт Линукс”, имеющей на этот счет особое мнение .
Самое обидное, что нечто похожее уже было совсем недавно. Вспомним пилотный проект по внедрению СПО в школах, когда в результате вместо ожидаемого разнообразия учебные заведения получили комплект ПСПО, в который входило решение только одного разработчика — “Альт Линукс”. Да и оно оказалось неработоспособным: исполнителю (компании IBS) пришлось делать дополнительные рассылки.
Однако, судя по всему, урок не пошел впрок. Вот что думают по этому поводу участники РАСПО.
Директор ЗАО Lynx Игорь Бухштаб говорит: “Основная проблема этого конкурса в том, что там прописаны конкретные решения, а не стандарты, которым эти решения должны соответствовать. Таким образом, возникают ограничения по количеству продуктов и их качеству, поскольку монополизация рынка будет этому препятствовать”. С этим мнением сложно не согласиться. Тем более, что одна из целей создания РАСПО — выработка консолидированного мнения участников рынка СПО с целью недопущения его монополизации, предпосылки к которой уже проявились в “школьном проекте”.
Директор компании “Линукс ИНК” Леонид Сомс отмечает следующее: “Обратите внимание на сроки выполнения научно-исследовательской работы. По-моему, совершенно очевидно, что под НИР подразумевается создание чего-либо нового. Но уложиться в тридцать дней можно только в том случае, когда уже есть решение. Это уже не НИР, а фактически продажа готового товара. Тогда нужно называть вещи своими именами и проводить аукцион.”
Далее г-н Сомс обращает внимание на такой факт: “Сформулированные в условиях конкурса критерии допускают полный произвол. Например, используются термины, значения которых не определены. Практически отсутствуют количественные характеристики. Таким образом, под НПП можно подогнать всё что угодно”.
Согласитесь, проблемы действительно серьезные. Причем речь идет не о закупке стульев муниципалитетом, а о крупной государственной программе, цель которой — дать импульс развитию отечественной ИТ-отрасли, а не вскормить очередного монополиста.
При этом ошибочно считать, что РАСПО — сторонник анархии. К примеру, Леонид Сомс утверждает: “Безусловно, в рамках НПП должны быть какие-то регламентирующие условия. Но это не должны быть явные или неявные указания на конкретные, даже очень хорошие решения. Аналогия — Интернет, в котором есть единые протоколы, но нет единых программ. В результате мы имеем большой выбор качественных продуктов и понятные перспективы развития”.
Здесь следует понимать, что одно решение может оказаться оптимальным для какой-то одной задачи. Это, конечно, подкупает заказчика. Но для других задач такое решение будет неоптимальным.
Мы живем в разнообразном мире. Формальный запрет на другие решения — яма, которую мы сами себе можем вырыть. Уничтожения конкурентной среды надо постараться избежать — это главная идея обращения РАСПО.
Тем не менее практика показывает, что стремление стать не просто первым, а единственным пока еще владеет умами отдельных участников рынка. Леонид Сомс рассказывает: “В свое время “Альт Линукс” проповедовала идею о необходимости создания уникальной единой программной среды, включающей в себя операционную систему и весь необходимый софт. Наша компания всегда была противником этой позиции, в том числе в ходе “школьного проекта”. Монополизация рынка приведет к явно негативным последствиям”.
С ним согласен и Игорь Бухштаб: “Безусловно, компанию “Альт Линукс” не может устраивать текущая позиция РАСПО. В том числе и потому, что организация явно активизирует свою деятельность, причем не в сторону поддержки каких-то продуктов, а в сторону разработки стандартов, которыми будет руководствоваться вся отрасль”.
Замечу, что генеральный директор компании “Сириус” Леонид Ухлинов практически открыто заявляет, что на деньги государства создается всего лишь одна из операционных систем. Полагаю, что речь идет о явных преференциях одному производителю. Это, безусловно, негативно скажется на рынке ПО вообще и на репутации СПО в частности.
Что же следует делать в такой ситуации? Игорь Бухштаб считает: “Если конкурс будет отменен или перенесен, то РАСПО предлагает свое участие в доработке задания таким образом, чтобы результат был полезен государству и обществу, а не приводил к появлению очередного монополиста”.
Но опасней всего то, что монополизирован будет не просто набор ПО для госорганов, а вся среда разработки будущей НПП, ведь в документации к конкурсу речь идет именно о ней. На мой взгляд, это предопределит заведомый провал НПП и задержку развития хорошей идеи на годы, что кажется критичным в условиях стремительного развития ИКТ.
Однако, откровенно говоря, шансов на такой итог мало. Об этом говорит член правления РАСПО Юлия Овчинникова: “Вероятнее всего, условия конкурса пересмотрены не будут. В противном случае будет создан прецедент, в котором чиновники фактически потеряют лицо. Вряд ли бюрократия это допустит”.