На прошлогоднем московском форуме SAP руководством этой корпорации была представлена амбициозная цель — довести к 2015 г. число пользователей ее бизнес-приложений во всем мире до одного миллиарда. Теперь свой миллиардный рубеж появился и у представительства SAP в странах СНГ. На прошедшей в середине сентября пресс-конференции было объявлено о плане развития бизнеса компании в этом регионе на ближайшие 5 лет, согласно которому годовой доход SAP в странах СНГ к 2015-му должен выйти на уровень 1 млрд. долл. План этот, предложенный московским офисом SAP, был утвержден еще в июле на заседании совета директоров SAP AG, впервые прошедшем в России (Санкт-Петербург, 12—13 июля 2011 г.). Отсюда следует, что готовился он под руководством прежнего генерального директора “SAP СНГ” Владислава Мартынова, которого как раз 12 июля сменил на этом посту Игорь Богачев. Объясняя, почему руководство SAP AG сделало ставку на страны СНГ, президент SAP по региону EMEA Фрэнк Коэн отметил, что этот регион по доходам в 2010-м вышел на пятое место в мире и на третье в EMEA+Индия, а кроме того, на ближайшие пять лет эксперты прогнозируют здесь рост ИТ-расходов предприятий на 10—12% в год.
Насколько реален подобный миллиардный рубеж? Ведь согласно только что опубликованному отчету IDC о российском рынке интегрированных систем управления предприятием (ИСУП) за 2010 г., весь его объем составил 649 млн. долл., и, следовательно, SAP, имея на нем долю 50,5%, заработала 328 млн. долл. Суммарный доход во всех странах СНГ несколько выше, но порядок величин остается тем же. Чтобы выйти на миллиард, компания должна за четыре года утроить свои доходы в этом регионе. И это при том, что IDC прогнозирует здесь среднегодовые темпы роста на ближайшие пять лет в 15,5%, а следовательно, и весь рынок ИСУП к отчетной дате составит около 1 млрд. долл.
За счет чего же будут достигнуты искомые результаты? Как считает Игорь Богачев, отечественный рынок бизнес-приложений может существенно вырасти, в том числе и благодаря усилиям SAP, которая намерена развивать на нём направления мобильных приложений, облачных решений и высокопроизводительных аналитических вычислений на программно-аппаратных комплексах HANA. Кроме того, планируется расширять присутствие компании в странах СНГ, развивать бизнес в новых стратегических для “SAP СНГ” отраслях (названы банки и госсектор), углублять отношения с крупнейшими местными компаниями и расширять работу с быстрорастущими предприятиями (по сути речь идет о СМБ). В частности, по словам Фрэнка Коэна, есть большие резервы расширения функциональности уже эксплуатируемых решений: если в компаниях Центральной и Восточной Европы системами SAP пользуются в своей работе в среднем 30% менеджеров, то в странах СНГ таковых лишь около 7%.
По словам Игоря Богачева, банковскому сектору будут предложены не только традиционная ERP-система, но и полноценная АБС, которая сейчас локализуется и будет представлена на рынке в 2013 г. Для предприятий СМБ будут выпущены специальные облегченные решения (ERP, CRM, HR и др.). Работа с госсектором будет усилена за счет подготовки ориентированных на этот сегмент консультантов и продвижения соответствующих вертикальных решений SAP.
Казалось бы, ничего удивительного: если местное представительство берет на себя такие повышенные обязательства, почему бы высшему руководству SAP AG с ними не согласиться? Замечательно здесь то, что это руководство не только одобрило предложенный план, но и согласилось выделить на его реализацию огромные инвестиции: за четыре года они составят 1 млрд. долл. На что же пойдут эти деньги? Как заявил Игорь Богачев, к 2015 г. планируется увеличить штат представительства с 700 до 1300 человек, в том числе будет удвоено число сотрудников службы поддержки. Существенно расширится консалтинговое подразделение, в частности в региональных представительствах. Особое внимание консультанты будут уделять продвижению множества преднастроенных вертикальных решений. Предусмотрены целевые инвестиции в кардинальное расширение экосистемы и обучение сотрудников. Число сертифицированных консультантов в странах СНГ вырастет с нынешних 6000 до 20 000. И наконец, решено открыть в 2012 г. первый в России центр исследований и разработки SAP (SAP Lab).
По словам Фрэнка Коэна, сотрудники SAP Lab будут заниматься локализацией продуктов компании, разработкой дополнительного ПО совместно с заказчиками, развитием технологий BI, облачных вычислений и обеспечения безопасности. Местоположение и штат будущего исследовательского центра пока не утверждены. Один из упомянутых г-ном Богачевым вариантов — Сколково, но не исключено, что SAP Lab будет размещаться на нескольких площадках. Минимальная численность уже открытых подобных центров в других странах — 300 человек.
Хватит ли всего этого “SAP СНГ” для столь внушительного финансового рывка? Многое будет зависеть от того, будет ли спрос на российском рынке бизнес-приложений расти такими же быстрыми темпами, как и способность SAP его удовлетворить. Кроме того, как показывает опыт фирмы “1С”, для завоевания сегмента СМБ необходима обширная и хорошо подготовленная партнерская сеть, которой у “SAP СНГ” пока нет. Возможно, часть инвестируемых средств пойдет как раз на создание такой сети. Впрочем, имея в кармане 1 млрд. долл., можно и купить местного игрока, обладающего такой партнерской сетью. Есть ли подобные планы у SAP? По крайней мере на данной пресс-конференции о них не было сказано ни слова.