На и без того активном рынке BI есть направления, развивающиеся очень быстрыми темпами. К ним относятся решения Data Discovery и, в частности, один из наиболее популярных продуктов такого рода QlikView Business Discovery. На прошедшей в середине сентября в Москве конференции компании QlikTech директор ее представительства в России и странах СНГ Алексей Артеменко обратил внимание на то, что хотя рынок BI в 2010 г. вырос на 13%, мировой объем продаж QlikTech за этот период увеличился на 44% и достиг 226,5 млн. долл. Только в России у компании около сотни заказчиков (среди них “Альфа-Страхование”, “Копейка”, “Л'Этуаль”, ПИК) и более десятка партнеров (АТК, Jet Infosystems, КРОК, “Оптима” и др.).
Главное достоинство решений Data Discovery — способность поддерживать работу менеджеров в контексте понятной им бизнес-терминологии, не требуя при этом глубоких познаний в области ИТ. В QlikView Business Discovery такая задача решается на оригинальной технологической платформе, позволяющей обрабатывать весь массив исходных данных в оперативной памяти и делать это с помощью собственного движка, принципиально отличающегося от традиционных OLAP-кубов. Фактически в оперативной памяти создается хранилище (чаще витрина) данных, куда загружается информация из самых разных источников. После этого разработчик (им может быть и бизнес-менеджер), используя удобный визуальный интерфейс, создает некое аналитическое мини-приложение, которое может быть опубликовано на сервере и использовано другими сотрудниками. Вся аналитическая обработка осуществляется на сервере, а ее результаты в интерактивной форме отображаются на клиентских устройствах, в числе которых могут быть популярные смартфоны и планшеты. Разумеется, размеры обрабатываемых массивов данных ограничены доступным на сервере объемом оперативной памяти, однако, поскольку серверы с памятью в несколько десятков гигабайт далеко не редкость, есть множество аналитических задач, удобно и быстро решаемых в QlikView. Так, генеральный директор телекоммуникационного оператора Brilliant Telecom Евгений Егоров, рассказывая об проводимом ими анализе трафика с помощью QlikView, пояснил, что в память при этом загружается только информация за последние три дня, которая каждые полчаса корректируется в режиме скользящего временного окна.
Как подчеркнул Винсент Петерс, вице-президент и региональный директор QlikTech по региону Бенилюкс, Восточная Европа, Россия, их продукт не заменяет, а удачно дополняет BI-платформы ведущих игроков данного рынка. В ноябре ожидается выпуск очередной его версии QlikView 11. Среди основных ее новшеств г-н Петерс отметил механизм обмена комментариями для совместного принятия решений в среде QlikView, возможность сравнительного анализа (к примеру, групп товаров), усовершенствованные средства администрирования, платформу быстрой разработки приложений и автоматическую поддержку всеми создаваемыми приложениями мобильных устройств с мультитач-интерфейсом.
Несмотря на то что работа интерактивных аналитических приложений в смартфонах и планшетах выглядят крайне привлекательно, о реальной востребованности подобных решений говорить нужно очень осторожно. Проведенное на конференции экспресс-голосование показало, что среди присутствовавших было очень мало не только тех, кто уже использует мобильные устройства с этой целью, но и тех, кто считает их применение в таких задачах полезным. Вполне вероятно, что подобный результат объясняется составом аудитории, большинство которой относилось к ИТ-специалистам, а не к бизнес-менеджерам.
Думается, такой состав участников имеет некую объективную причину. Судя по проведенным в рамках конференции демонстрационным сеансам построения реальных решений, далеко не всякому менеджеру эта задача от начала и до конца окажется по плечу. Проектирование процессов загрузки данных из внешних источников (ETL), построение исходной модели хранилища, установление связей между атрибутами, решение вопросов разграничения доступа и обеспечения безопасности, конечно же придется взять на себя айтишникам. Это могут быть как специалисты локальных партнеров QlikTech, так и сотрудники ИТ-депратаментов заказчика. По словам заместителя директора операционного департамента “Альфа-Страхования” Нины Погодиной, после внедрения системы и реализации первых решений с участием консультантов компании АТК все больше новых задач их специалисты решают самостоятельно.