Сотрудники служб, которые по роду своей деятельности обязаны оперативно реагировать на непредвиденно возникающие экстренные ситуации (к ним относятся службы скорой медицинской службы, пожарные службы, полиция и пр.), должны иметь возможность быстрого доступа к необходимой информации в любом месте и в любое время. Исходя из этого требования, МВД РФ приняло решение модернизировать используемую ныне федеральную информационную систему (ФИС) Госавтоинспекции и в августе текущего года объявила тендер на создание специализированной территориально распределенной автоматизированной системы Госавтоинспекции реального времени (СТРАС ГИБДД РВ). Рассмотрев восемь предложений, конкурсная комиссия признала победителем компанию “Росби Информ Ко”, которая предложила проект решения стоимостью 6 млн. руб. (интересно, что предварительная цена контракта на разработку составляла 49,5 млн. руб.).
Как считают в “Росби Информ Ко”, немаловажную роль в победе сыграл тот факт, что компания имеет большой опыт работы с подразделениями ГИБДД — начиная с 1995 г. За прошедшее время были разработаны ФИС Госавтоинспекции, система удаленного доступа к информации о зарегистрированных автомобилях, система передачи и контроля для актуализации учетных данных. Было проведено тиражирование этих компонентов в регионах России и тем самым создана основа территориально распределенной информационной системы (ТРИС). При этом все тиражируемые системы работают под управлением объектной СУБД InterSystems Caché.
ФИС ГИБДД имеет четырехуровневую структуру: федеральный уровень с центром в Москве, межрегиональный — с центрами в округах, региональный — с центрами в субъектах РФ и абонентский, объединяющий группы устройств системы. Основная задача федерального центрального центра — обеспечение управления распределенной системой обработки данных, хранение и распространение информации, а также предоставление услуг пользователям. Главным же компонентом ФИС является межрегиональный центр, который соединяется с другими центрами системы, что позволяет актуализировать базы данных и реализовывать запросы инспекторов.
Сегодня ФИС работает более чем в 50 регионах России, и ею пользуются в своей ежедневной деятельности десятки тысяч сотрудников ГИБДД. К настоящему времени в системе накоплен большой объем информационных ресурсов, в том числе БД “Розыск ТС” — более 13 млн. записей, БД “Автомобиль” — более 227 млн. записей, БД “Водитель” — более 79 млн. записей, БД “Административная практика” — более 160 млн. записей, БД “Паспорт транспортного средства” — более 27 млн. записей. Ко всем этим данным обеспечен оперативный доступ на всей территории страны. В 2005 г., когда было начато развертывание типовой региональной информационной системы, специалисты “Росби Информ Ко” совместно с ведущими операторами мобильной связи организовали GPRS-доступ с мобильных телефонов и терминалов, и теперь всю информацию, хранящуюся в ФИС ГИБДД, можно получить в любом месте, где работает сотовая связь.
Говоря о полученных результатах, главный научный сотрудник НИЦ БДД МВД РФ, д. т. н., проф. Валерий Капитанов отметил, что благодаря введению в эксплуатацию ФИС ГИБДД в 2009 г. и проведению сопутствующего комплекса организационно-технических мероприятий существенно возросла эффективность розыска угнанных и похищенных автомобилей. Вместе с тем в 2010-11 гг. произошли значительные изменения в нормативно-правовой базе МВД РФ, регламентирующей порядок сбора и использования информационных ресурсов в инфраструктуре ГИБДД. Расширилась зона ответственности ФИС и, как следствие, возросли количество пользователей и объем обрабатываемой информации. Все эти факторы, а также необходимость развития существующего функционала, вызвали острую потребность в модернизации ФИС, а фактически в создании новой современной системы.
Будущее информационной системы
Проект по созданию СТРАС ГИБДД РВ рассчитан на два года. Ожидается, что его результатом станет глобальное обновление ПО, прежде всего на региональном уровне. Соответственно, по словам генерального директора “Росби Информ Ко” Николая Зязина, именно там будет осуществлен самый масштабный объем работ. “Сегодня в регионах можно встретить системы на базе Oracle и других вендоров, которые используются в силу удаленности региона или недостаточного финансирования, — пояснил он. — Поэтому наша задача состоит в том, чтобы привести всё к единообразию, навести порядок и тем самым создать единое информационное пространство, которое позволит сотрудникам ГИБДД более качественно и быстро принимать решения”.
Модернизация ФИС ГИБДД предполагает не только обновление версий и внедрение новых программных продуктов. Планируется использовать технологии интеграции, онлайновые инструментальные средства бизнес-анализа данных и средства публичного доступа к информационным ресурсам ГИБДД для оказания государственных услуг гражданам.
Особое внимание при создании новой системы будет уделено расширению функциональности приложений, предоставляемых сотрудникам ГИБДД. Так, одной из новинок, о которой рассказал г-н Зязин, станет возможность хранения изображений (фото), потребность в которой возникла в связи с введением в 2011 г. водительских удостоверений нового образца. Новая система позволит также сократить срок реакции на запросы инспекторов максимум до 3 с, что важно как для пользователей системы, так и для граждан, которые обращаются в дорожную полицию, считают в “Росби Информ Ко”. Кроме того, гораздо быстрее и проще станет прохождение процедуры регистрации транспортных средств и получения государственных номерных знаков благодаря реализации нового требования, позволяющего регистрировать автотранспорт в любом городе страны.
Другое направление работ — это развитие ПО “АРМ сотрудника ДПС”, расширение зоны его применения. В результате пользователи системы получат возможность в специально оборудованных автомобилях ГИБДД с помощью этого АРМа получать доступ ко всей необходимой информации, оформлять и печатать протоколы и другие документы, связанные с ДТП, а также непосредственно на месте принимать безналичную оплату от водителей при условии наличия у тех кредитной карты. При этом вся информация об оплате штрафа будет сразу же попадать в соответствующую базу данных СТРАС ГИБДД РВ. Как рассказал Николай Зязин, такое новшество стало возможным благодаря тому, что некоторое время назад “Росби Информ Ко” удалось к подключиться процессингу Сбербанка.
В рамках проекта предполагается повсеместно внедрить еще один продукт компании — “Центр обработки данных фото- и видеофиксации нарушений ПДД”. В настоящее время в России таких центров очень мало, причем все они реализованы на разном ПО. В отличие от них продукт “Росби Информ Ко” разработан как типовой, работающий с любыми камерами и базирующийся на территориально распределенной информационной системе и СУБД InterSystems Caché.
По словам г-на Зязина, большинство нововведений коснется сотрудников ГИБДД, но некоторая их часть предназначена и для граждан. Распоряжениями Правительства РФ определены пять госуслуг, касающиеся ГИБДД (в частности, регистрация транспортных средств), и в рамках проекта “Росби Информ Ко” планирует реализовать предоставление этих услуг для федерального уровня и уровня региональных центров на едином портале государственных и муниципальных услуг.
В многоуровневой системе, каковой будет СТРАС ГИБДД РВ, необходимый контроль осуществляется не только во время ввода информации, но и в момент ее передачи на следующий уровень. Более того, при переходе информации на следующий уровень есть возможность задать перекрестные ссылки, это позволит, например, при регистрации транспортного средства выявить, не зарегистрировано ли похожее транспортное средство в другом регионе, то, что на профессиональном языке называется “машина-двойник”.
Другой пример касается процедуры выдачи водительских удостоверений. Бывают случаи, когда при лишении водительских прав некоторые водители меняют фамилию, чтобы обмануть систему. Перекрестные проверки позволяют отследить такую ситуацию. “Мы реализуем очень много проверок, которые будут эшелонированы по всем уровням. И мы надеемся, что когда новая система будет развернута по всей России, количество таких дырок, через которые может проскользнуть правонарушитель, станет минимальным”, — подчеркнул Николай Зязин.