В начале октября были завершены основные работы по строительству объектов мобильной связи на автомагистрали “Амур” от Читы до Хабаровска. Протяженность трассы составила 2165 км. Проект “Амур” реализован по модели частно-государственного партнерства — в строительстве единой, совместной инфраструктуры были объединены усилия государства и участников рынка. Общие инвестиции в проект составили более 4 млрд. руб., из них 2 млрд. руб. — инвестиции государства в строительство объектов энергообеспечения и инфраструктуры. Остальное вложили частные компании, главным образом операторы сотовой связи.
Трасса М58 “Амур” — автомобильная дорога федерального значения. Она расположена на территории четырех субъектов РФ — Забайкальского и Хабаровского краев, Амурской области и Еврейской АО. Расчетная интенсивность движения — 3000 автомобилей в сутки. Автомагистраль М58 имеет важное социально-экономическое, стратегическое и оборонное значение. Она связывает дорожную сеть Дальнего Востока с опорной сетью дорог страны.
И хотя строительство автодороги от Читы до Хабаровска осуществлялось в рамках ФЦП “Модернизация транспортной системы России”, сразу же после ее завершения в 2010 г. выявились существенные недостатки проектирования, в том числе и связанные с отсутствием телекоммуникационных услуг практически на всем протяжении трассы. 30 августа прошлого года председатель правительства РФ Владимир Путин дал Минкомсвязи поручение обеспечить данную трассу мобильной связью. Участие высших лиц государства позволило реализовать проект в рекордно короткие сроки — за один год: в обычном случае выделение частот и согласование документации отнимает у операторов больше времени, чем заняло все строительство сети на трассе “Амур”.
В рамках проекта операторы “большой тройки” (МТС, “Билайн” и “МегаФон”) построили на всем протяжении трассы “Амур” 102 антенно-мачтовых сооружения (АМС) для дальнейшей совместной их эксплуатации. Согласно плану, на АМС предполагается разместить порядка 300 базовых станций операторов—участников проекта: 52 в Амурской области, 33 в Забайкальском крае и 17 в ЕАО. В настоящее время осуществляется плановый ввод в эксплуатацию объектов сети.
Сложность проекта обусловлена спецификой региона — большие малозаселенные пространства с разнообразным ландшафтом и климатическими условиями при отсутствии транспортной инфраструктуры. При возведении многих объектов связи проводились взрывные работы и строились дополнительные подъездные пути. Так, на одном из участков в Забайкальском крае для установки башни на вершине горы, находящейся на расстоянии всего 200 м от трассы “Амур”, потребовалась прокладка в скальном грунте серпантинной технологической дороги общей протяженностью 3,5 км.
Реализации проекта в кратчайшие сроки также способствовало конструктивное взаимодействие участников строительства с коллегами из транспортной и энергетической отрасли, в частности совместная работа с РАО “ЭС Востока”, ”МРСК Сибири”, “ФСК ЕЭС” и РЖД для организации электропитания по каждому объекту. Обеспечение радиопокрытия на всем протяжении трассы “Амур” позволяет ускорить развитие придорожной инфраструктуры и существенно повысить удобство и безопасность магистрали для участников дорожного движения.
Помимо голосовой связи, в результате реализации проекта жители некоторых прилегающих к трассе территорий получили возможность воспользоваться интернетом-доступом. О востребованности услуг мобильной связи и передачи данных на территории трассы “Амур” говорит планомерное увеличение трафика по мере ввода в эксплуатацию базовых станций в рамках этого проекта.
“Полное покрытие трассы “Амур” мобильной связью приближает Дальний Восток к европейским стандартам доступности телекоммуникационных услуг, — отметил Игорь Щёголев. — Равномерное развитие информационной инфраструктуры, ликвидация цифрового неравенства — приоритетные задачи, и сегодня мы стали свидетелями одного из шагов в этом направлении. Этот проект — успешный опыт частно-государственного партнерства в создании инфраструктуры в малонаселенных и труднодоступных регионах страны”.
Современная экономика, а транспортная инфраструктура является важной ее составляющей, просто не может сегодня существовать без телекоммуникационного обеспечения. “Значение дороги, соединяющей запад страны с Дальним Востоком, будет возрастать, — заявил губернатор Амурской области Олег Кожемяко. — А значит необходимо обеспечить все надлежащие условия, гарантирующие безопасность участников движения, оказание им помощи в случае ДТП, например, что без качественной связи на дороге невозможно”.
Нельзя забывать и о людях, живущих в близлежащих деревнях и поселках, считает он. До этого момента многие из них были лишены возможности пользоваться услугами современных телекоммуникационных технологий. Для них появление мобильной связи означает ни много, ни мало, новое качество жизни. Безусловно, выиграют от прихода мобильной связи также предприятия, чьи мощности расположены в зоне автотрассы. Отметим, что на прилегающих к трассе территориях проживает порядка 150 тыс. человек.
Впервые в России три крупнейших оператора мобильной связи страны объединились и общими усилиями построили инфраструктуру, которую теперь будут совместно использовать. По мнению Игоря Щёголева, модель проекта “Амур” может быть применена и для покрытия связью других федеральных трасс и малодоступных регионов, куда операторам было невыгодно идти поодиночке. В России порядка 50 тыс. км дорог федерального значения, 600 тыс. км дорог регионального значения, из них сотовой связью на данный момент покрыто меньше половины.
Следом за первопроходцами на трассу “Амур” пришел и национальный оператор связи “Ростелеком”, который приступил к строительству объектов наземной инфраструктуры для обеспечения современными телекоммуникационными услугами населенных пунктов и территории, прилегающие к автодороге. В Сибирском федеральном округе на участке “Чита — Амазар” в 2011 г. он подключает к своей магистральной сети 34 населенных пункта Забайкальского края, в которых обеспечит телекоммуникационными услугами население и 62 объекта инфраструктуры (объекты МЧС, МВД, здравоохранения, Минтранса).
В рамках проекта планируется организация DWDM-системы на участке “Чита — Чернышевск”, установка оборудования SDH, организация цифровых радиорелейных линий, прокладка около 450 км волоконно-оптического кабеля. В Дальневосточном федеральном округе на участке “Ерофей Павлович — Хабаровск” в 2011 г. “Ростелеком” подключит к своей магистральной сети 33 населенных пункта Амурской области, ЕАО и Хабаровского края. Кроме того, в девяти населенных пунктах планируется установить инфоматы для обеспечения населения государственными услугами в электронном виде.